ТОРГОВОЕ ЕГИПЕТСКОЕ СУДНО

ТОРГОВОЕ ЕГИПЕТСКОЕ СУДНО
К XXV веку до н. э., при фараоне Сеху, морские корабли Египта еще не отличались от речных, от которых они произошли. Первый корабль, построенный из досок, поплыл по Нилу около 3300 года до н. э. Конструкция состояла из коротких досок из сикоморы или акации, длиной не более 2 м и шириной до 20 см— более прочных древесных пород в Египте не росло. Плоский обтекатель и борта выполнены были из множества коротких дощечек, уложенных наподобие кирпичей в стене. Они собирались при помощи швов и связывались веревками. Киля у этих кораблей не было, не было также ни ахтерштевня, ни шпангоутов. Палуба тоже отсутствовала, гребцы сидели на банках под открытым небом. Корабль был широкий, с малой осадкой. Парус использовали, только идя вверх против течения. Когда шли вниз, его сворачивали и крепили к двуногой мачте. Крепили парус наверху к двум связанным полуреям. Функцию руля выполняли шесть весел (по три весла с каждой стороны) в кормовой части.
Для морского судоходства эту же в принципе конструкцию делали более прочной. На судне ставили множество вилкообразных опор по всей его длине. Это были опоры для скрепляющего конструкцию такелажа: тросы, крепящиеся к этим вилкам, держали в постоянно поднятом состоянии нос и корму. Это была замена киля. Помимо этого, все судно было туго обвязано веревками поперек, от носа до кормы. Около 2550 г. до н. э. египтяне на восьми таких кораблях совершили набег на Финикию и вернулись с богатой добычей.
В 1954 г. у подножия пирамиды Хеопса раскопали самое древнее из известных нам деревянных судов. Оно было герметически замуровано в специальной камере. Специалисты собрали распавшийся на тысячи деталей корабль и выяснили, что он имел культовое назначение. В 1982 г. он был открыт для обозрения, позволяя составить представление о торговых кораблях той эпохи.

Назад В начало Вперед