![]() |
В 1453 г. турки нанесли окончательный удар по Византии, осадив и взяв Константинополь. Теперь хозяевами морской торговли стали итальянские города-республики, и первая из них — Венеция. И господство этих республик на Средиземном море продолжалось до XVII века. Для исследования восточных рынков Венеция снарядила в 1255 г. братьев Поло в Китай. Они взяли с собой сына одного из них и племянника второго — Никола Марко Поло, которому было тогда 17 лет. Экспедиция вернулась в Венецию только в 1295 г. Марко Поло провел много времени при особе китайского императора и оставил ценнейшие записи о трехлетнем морском путешествии за счет китайской казны вокруг Суматры, Индии и Персии. Плыли они на китайских джонках. Записи Марко Поло вдохновили Гете, который назвал его вторым Геродотом. Но венецианцы недоверчиво отнеслись к этим записям: европейскому мышлению такие приключения были непонятны. Крестовые походы растянулись без малого на два столетия. Они дали новый толчок навигацми в Средиземном море. Эти походы распространяли технические новинки в области мореплавания, в частности, главную из них — руль с пером, установленный на оси. Эта конструкция пришла из Северной Европы. Началась новая, последняя эра борьбы за господство на знаменитом море. Венецианские верфи спустили на воду новые галеры и галеасы, на которых в 1571 г. объединенный флот итальянских городов-республик, Испании и Папской области разгромил турецкие галеры при Лепанто. И эта победа при Лепанто второй раз спасает Средиземное море от покорения азиатами. На верфях Венеции и Генуи строилось много и торговых судов, которые назывались нава. Но все упомянутые до сих пор типы кораблей годились только для плавания в Средиземном море — для океанских просторов нужны были суда иного типа. Первыми создали такие корабли и вышли на них в океан португальцы. Но до того, как проследовать вслед за ними в ворота нового времени, задержимся ненадолго возле парусников Северной Европы. Великая Франкская империя, возникшая на развалинах Римской империи, не очень рвалась в морские просторы, хотя и получила богатое наследство — багаж навигационных и кораблестроительных знаний от древних кельтов (галлов), которые в III в. до н. э. господствовали на всем побережье от устья Эльбы до испанского Гвадалквивира. Кодекс мореплавания кельтов лучше всего сохранился в Ирландии, именно там существует масса легенд о древних морских экспедициях святого Брэндана в начале VI в., который, по легендам (вполне правдоподобным), достигал американских берегов. Одним из результатов плаваний ирландских монахов в Атлантике было открытие Исландии в конце VIII века, то есть задолго до ее открытия викингами в 60 — 70-е гг. IX века.
Вперед
|
![]() |
![]() |
![]() |