Экскурс в историю парусного флота

После падения Западной Римской империи Восточная Римская (или Византийская) империя, возникшая в 395 г., сохранилась почти без потерь. Это была классическая морская держава. На протяжении V и VI вв. н.э. византийский флот по-хозяйски бороздил Средиземное море, потому что уже ни пираты, ни какая-либо иная сила не могли ему угрожать. Сильного военного флота Византия не имела, так как он ей был не нужен. Но когда арабы после падения Рима стали хозяевами Западного Средиземноморья, они попытались вторгнуться и в Восточное. В 674 г., когда арабские корабли подошли к Константинополю, столице Византийской империи, было пущено в ход византийское военное изобретение — «греческий огонь», который бросали с военных судов — дромонов. Только это спасло Византию от катастрофы. Но она все равно скоро погибла под ударами арабов, турок и крестоносцев, которых поддерживали города-республики Венеция, Генуя, Амальфи и Пиза, предоставлявшие свои флоты для перевозки крестоносцев. Со времени первого крестового похода (1096—1099) эти городсьреспублики начали закладывать верфи на оккупированных территориях. По просьбе венецианцев крестоносцы во время четвертого крестового похода в 1204 г. осадили и захватили Константинополь. С этого момента Венеция становится ведущим посредником в торговле между Востоком и Западом, это то положение, за которое шла безуспешная борьба начиная с VII века.
В 1453 г. турки нанесли окончательный удар по Византии, осадив и взяв Константинополь. Теперь хозяевами морской торговли стали итальянские города-республики, и первая из них — Венеция. И господство этих республик на Средиземном море продолжалось до XVII века.

Для исследования восточных рынков Венеция снарядила в 1255 г. братьев Поло в Китай. Они взяли с собой сына одного из них и племянника второго — Никола Марко Поло, которому было тогда 17 лет. Экспедиция вернулась в Венецию только в 1295 г. Марко Поло провел много времени при особе китайского императора и оставил ценнейшие записи о трехлетнем морском путешествии за счет китайской казны вокруг Суматры, Индии и Персии. Плыли они на китайских джонках. Записи Марко Поло вдохновили Гете, который назвал его вторым Геродотом. Но венецианцы недоверчиво отнеслись к этим записям: европейскому мышлению такие приключения были непонятны.

Крестовые походы растянулись без малого на два столетия. Они дали новый толчок навигацми в Средиземном море. Эти походы распространяли технические новинки в области мореплавания, в частности, главную из них — руль с пером, установленный на оси. Эта конструкция пришла из Северной Европы. Началась новая, последняя эра борьбы за господство на знаменитом море. Венецианские верфи спустили на воду новые галеры и галеасы, на которых в 1571 г. объединенный флот итальянских городов-республик, Испании и Папской области разгромил турецкие галеры при Лепанто. И эта победа при Лепанто второй раз спасает Средиземное море от покорения азиатами. На верфях Венеции и Генуи строилось много и торговых судов, которые назывались нава.

Но все упомянутые до сих пор типы кораблей годились только для плавания в Средиземном море — для океанских просторов нужны были суда иного типа. Первыми создали такие корабли и вышли на них в океан португальцы. Но до того, как проследовать вслед за ними в ворота нового времени, задержимся ненадолго возле парусников Северной Европы.

Великая Франкская империя, возникшая на развалинах Римской империи, не очень рвалась в морские просторы, хотя и получила богатое наследство — багаж навигационных и кораблестроительных знаний от древних кельтов (галлов), которые в III в. до н. э. господствовали на всем побережье от устья Эльбы до испанского Гвадалквивира. Кодекс мореплавания кельтов лучше всего сохранился в Ирландии, именно там существует масса легенд о древних морских экспедициях святого Брэндана в начале VI в., который, по легендам (вполне правдоподобным), достигал американских берегов. Одним из результатов плаваний ирландских монахов в Атлантике было открытие Исландии в конце VIII века, то есть задолго до ее открытия викингами в 60 — 70-е гг. IX века.

Назад В начало Вперед