Российская музейная энциклопедия
Музеи
России
Люди
музейного мира
Наука
о музее
Направления
музейной деятельности
История
музейного дела
Коллекционирование Указатели


НАУКА О МУЗЕЕ




"ПОКРОВСКИЙ СОБОР"
историко-архитектурный музей-памятник в г. Москва,
филиал Государственного Исторического музея.


История памятника
В Никоновской летописи о возведении каменного Покровского собора сказано так: "Тоя же осени, месеяца охтября, благоверный и христолюбивый царь и великий князь Иван Василиевич всея Руси повеле поставити храмъ пречистей Царицы Богородици честнага и славнага ея Покрова с приделы о Казаньской победе."
При возведении храма-памятника, храма-монумента в ознаменование важного государственного события, зодчие смогли выразить идею народного торжества в доселе небывалых формах храма-града, небесного Иерусалима. Центральный престол посвящен празднику Покрова Богородицы, так как в день этого праздника, символизировавшего покровительство божественных сил, начался главный штурм Казани. Восточный храм освящен во имя святой Троицы, ибо в честь "святой живоначальной Троицы" была освящена покоренная Казань. Четыре придела освящены в честь святых, на дни памяти которых приходились основные события Казанского похода: Киприана и Устиньи (праздновался 2 октября - день взятия Казани), Григория "Великия Армении" (в день его памяти 30 сентября была одержана "Арская победа" - одна из основных в Казанском походе), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа была одержана победа над войском Епанчи), Трех Патриархов Александра, Иоанна и Павла Нового (день памяти также 30 августа). Остальные приделы посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим.
На едином фундаменте поставлено восемь восьмигранных столпов, окружающих девятый, центральный, увенчанный высоким шатром на звездчатом восьмерике. По диагоналям к центральному столпу примыкают бесстолпные почти квадратные в плане приделы, завершенные пирамидами полуциркульных кокошников, над которыми поднимаются главы на барабанах. По странам света поставлены восьмигранные столпы, также увенчанные главами; переход к барабанам декорирован двумя рядами кокошников - полуциркульных и треугольных. Подклет охватывала открытая галерея. Небывалая "изукрашенность", обилие декоративных деталей храма-памятника не имели аналогий в русской архитектуре. Многочисленные кокошники разных форм, карнизы, филенки, орнаментальные пояса, декоративные стрелы и др. архитектурные детали дополнялись многоцветием изразцов, олицетворяя всеобщее ликование.
Долгое время необычность форм собора Василия Блаженного заставляла исследователей считать, что его архитектором выступал неизвестный иностранный зодчий. В 1895 г. в книге XVII в. была найдена запись о строительстве собора: "дарова ему [Ивану IV] Бог двух мастеров русских, по реклу Посника и Барму, и быша премудрии и удобни таковому чюдному делу". Однако имена строителей (или строителя) храма до сих пор вызывает споры; по одной версии, зодчих, руководивших строительством было двое (Постник Яковлев и Барма), по другой - был только один зодчий Иван Яковлевич Барма "со товарищи".


Назад Вверх

 
Copyright © 2002 Сектор Российской музейной энциклопедии
при участии Сети Культурного Наследия
дизайн и программирование ЗАО "Интернет"