МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном

c 28 октября 2022 по 9 апреля 2023Санкт-Петербург
С 28 октября 2022 года в Николаевском зале и Аванзале Зимнего дворца открыта одна из главных выставок сезона – «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном».

В двух парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца будет представлено более семисот памятников египетского стиля во всём его разнообразии: скульптура, живопись, мебель, камнерезное и ювелирное искусство, костюмы.

«Эта выставка — о механизме диалога культур. Мы видим, как культура и история Древнего Египта становятся общечеловеческим достояниям, формируя некий образ, не во всем совпадающий со взглядом древних на самих себя», — отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.

Выставка призвана познакомить посетителей с необыкновенно интересным явлением, которое с конца XVIII века называют египтоманией. Среди многочисленных историзмов и ориентализмов только увлечение Древним Египтом заслужило название «мания». В отличие от достаточно недолгих мод на восточную экзотику (как, например, китайщина и порождённый ей стиль шинуазри), египтомания невероятно продолжительна. Её корни уходят в античные Грецию и Рим, таким образом, элементы этого увлечения присутствуют в европейской культуре на всех этапах её истории. Другая причина популярности состоит в том, что египтомания – это явление универсальное, охватывающее различные стороны жизни: архитектуру, изобразительные и прикладные искусства, философию и мистику, литературу, театр, кино и даже самые простые предметы быта. Ещё одной важной идеей выставки является то, что именно в недрах египтомании медленно вызревала и в итоге сформировалась научная египтология.

Впервые интерес к Египту и культу египетских богов стал активно проникать на европейский континент ещё до знаменитой победы Октавиана над Антонием и Клеопатрой VII в 30 году до н. э. Сама эта история, изрядно романтизированная, в дальнейшем стала довольно распространённым сюжетом египтомании. Другим источником знаний о Древнем Египте была библейская традиция, в которой содержится более шестисот упоминаний Египта. Все эти истории приблизили древнюю цивилизацию к средневековой Европе, которая знала о ней ничтожно мало.

Комплексы экспонатов на античную и библейскую темы размещены в Аванзале. История любви Антония и Клеопатры представлена монументальной шпалерой «Пир Антония и Клеопатры» по картону Юстуса ван Эгмонта, ученика Рубенса; картинами «Пир Клеопатры» Якоба Йорданса и «Смерть Клеопатры» Пьера Миньяра; итальянскими камеями и знаменитой древнеегипетской статуей Клеопатры VII, созданной в 51–30-е годы до н. э. – каждый посетитель Эрмитажа встречал её на экспозиции в зале Египта. Более тридцати экспонатов раскрывают библейскую тему. Среди них полотно Никола Пуссена «Святое семейство в Египте», рисунок известного архитектора Жана-Франсуа Тома де Томона «Отдых на пути в Египет», эскиз Ильи Репина «Избиение первенцев египетских» из собрания Государственного Русского музея, а также гравюры, изделия из фарфора и произведения лиможских эмальеров.

Важной вехой в развитии европейской египтомании стали работы Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). На выставке впервые представлен знаменитый альбом «Различные манеры украшения каминов и всех прочих частей домов, взятые из египетской, тосканской и греческой архитектуры», изданный в 1769 году. Этот экспонат станет центральным для раскрытия темы ренессансной и постренессансной египтомании.

Целый раздел выставки посвящён египетскому походу Наполеона Бонапарта (1798—1801). Эту тему раскроют экспонаты нескольких научных отделов Эрмитажа: Отдела западноевропейского изобразительного искусства, Отдела «Арсенал», Отдела нумизматики.

Кампания по завоеванию Египта длилась всего три года и с военной точки зрения была неудачной. Тем не менее она оказала большое влияние как на геополитические, так и на художественные процессы. Так, был опубликован монументальный труд «Описание Египта» (Description d’Egypte), не только рассказывающий обо всех аспектах современной жизни страны, но и впервые представивший множество важнейших памятников древности. Ничего подобного для других восточных стран в то время не существовало. Одной из премьер выставки станут листы из первых изданий «Описания Египта», где воспроизведены настенные рисунки гробницы Пахери, изображения из памятников древних Фив, виды древнеегипетских храмов и других важнейших архитектурных произведений.

Коллекция древностей, собранная за время пребывания французов в Египте, включала Розеттский камень с одним и тем же текстом на египетском (в двух системах письма) и греческом языках. Это создало предпосылку к дешифровке иероглифики и возникновению научной египтологии. Камень был обнаружен 15 июля 1799 года лейтенантом французских войск Пьером Бушаром близ города Розетта на западном рукаве дельты Нила. Офицер понял важность камня как потенциального ключа к расшифровке иероглифов и отправил находку в Каир, где за год до этого по приказу Наполеона был открыт Институт Египта. В январе 1800 года с Розеттского камня было снято несколько копий, три из них были отправлены в Париж и стали доступны учёным разных стран. В 1801 году одну из таких копий увидел одиннадцатилетний Жан-Франсуа Шампольон – и в этот момент решилась судьба как самой дешифровки, так и всей египтологии.

Жан-Франсуа Шампольон родился в городе Фижак в 1790 году. В 1807 году он заканчивает лицей и представляет план своего первого научного труда – «Египет при фараонах». За это Шампольона избирают членом Гренобльской Академии. В 1814 году выходят два тома «Египта при фараонах», к этому времени Шампольон уже стал профессором университета. На выставке представлены первые издания этой монографии.

С 1809 года в переписке Шампольона с братом, историком и археологом Жаком-Жозефом Шампольоном-Фижак, постоянно стал упоминаться Розеттский камень. Жан-Франсуа был допущен в дом знаменитого коллекционера древностей Шарля-Филиппа де Терсана, который располагал полной копией текста Розеттского камня. После долгих и мучительных шагов вперёд, назад и в сторону Шампольону удаётся отождествить все знаки в нескольких именах в иероглифической надписи на Розеттском камне. 14 сентября 1822 года он получает копию надписей из храма Абу-Симбела и среди них распознает имя Рамсес. Вслед за этим учёному удаётся знак за знаком прочитать имя Тутмос. Это были два первых слова, расшифрованных вне билингвы Розеттского камня. Вскоре Жан-Франсуа Шампольон написал знаменитое письмо с изложением своих результатов постоянному секретарю Французской академии Бон-Жозефу Дасье. В то же время его брат успел договориться о заседании 27 сентября, на котором это послание и было прочитано. Изданное литографически, «Письмо господину Дасье» знаменует собой начало египтологии. В состав выставки войдут подлинные литографии 1822 года.

Раздел, рассказывающий о Жане-Франсуа Шампольоне и его великом открытии – дешифровке египетских иероглифов, – центральный на выставке. Здесь экспонируются публикации предшественников Шампольона по дешифровке, документы, где учёный впервые излагает принципы своего понимания египетского письма, его зрелые труды и вышедшие посмертно издания словаря и грамматики египетского языка. Подлинные древнеегипетские памятники демонстрируют различные виды письма: иероглифику, курсив, иератическую и демотическую скоропись, а также образцы коптского письма, основанного на греческом алфавите.

Египтомания значительно повлияла и на главный стиль наполеоновской империи – ампир. Особенно ярко это проявилось в прикладном искусстве: вершиной ампирной египтомании стал знаменитый Египетский сервиз, подаренный Наполеоном Александру I в знак союзничества после заключения Тильзитского мира. На постоянной экспозиции Эрмитажа в Главном штабе можно увидеть некоторые предметы из этого сервиза, а на выставке «Египтомания» впервые будет показан роскошный ансамбль, предоставленный музеем-усадьбой «Кусково».

Часть выставки посвящена теме русской египтомании и влиянию египетского искусства на формирование облика Санкт-Петербурга – самого «египетского» города России. Посетители смогут проследить эволюцию египетского стиля в Петербурге на примере нескольких десятков памятников архитектуры, запечатлённых на современных фотографиях. Их дополнят гравюры, рисунки и старинные снимки из собраний петербургских музеев. Многие из них предстанут перед публикой впервые.

Помимо произведений из собрания Государственного Эрмитажа, на выставке «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном» будут показаны экспонаты из Всероссийского музея А. С. Пушкина, Государственного музея городской скульптуры, Государственного музея-заповедника «Гатчина», Государственного музея-заповедника «Павловск», Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного музея-заповедника «Царское Село», Государственного Русского музея, Музея Антропологии и Этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Музея-усадьбы «Кусково», Российской Академии художеств (филиал в Санкт-Петербурге), Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки, Санкт-Петербургского Горного университета, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения (Юсуповский дворец), Центрального Военно-морского музея.

Выставку сопровождает научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2022). Авторы статей: А.О. Большаков, Я.Э. Виленский, М.О. Дединкин, О.А. Егорова, С.О. Кузнецов, А.Н. Николаев, Н.К. Серебрянная, В.М. Успенский, Е.М. Федосова, Л.Д. Чистова, А.Н. Шипунов.

Авторы идеи выставки: Андрей Олегович Большаков, заведующий Сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа; Андрей Николаевич Николаев, куратор выставки, заместитель заведующего Отделом Востока Государственного Эрмитажа.

Когда: 28.10.2022 - 09.04.2023

Где: Государственный Эрмитаж, Аванзал и Николаевский зал Зимнего дворца

www.museum.ru/N81167
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
URL:hermitagemuseum.org/
EMail:cancery@hermitage.ru, excursof@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 25.04.2024
 x    ?  

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru