МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Графика Наполеона Орды" в Пушкинском Заповеднике

c 2 октября по 22 декабря 2022Псковская область
2 октября в Пушкинском Заповеднике открывается выставка из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь "Графика Наполеона Орды".

Судьба Наполеона Орды (1807–1883), выдающегося деятеля белорусской и польской культуры XIX века, художника, композитора, пианиста типична для многих его соотечественников. Сын дворянина Кобринского уезда не смог получить образование в Виленском университете (был отчислен за участие в тайном студенческом обществе «Зоряне») и после восстания 1831 г. был вынужден эмигрировать во Францию. Вернулся на родину через 25 лет; после восстания 1863 года он лишился родового имения Вороцевичи и остался без средств к существованию... Несмотря на все трудности судьбы, Орда все же стал символической фигурой для белорусской культуры XIX века.

В такой непростой обстановке постепенно родилась идея издания альбома с бытовыми пейзажами памятных мест. «По возвращении у меня появилась счастливая мысль посетить нашу губернию, столь милую нашему сердцу, но так малоизвестную нашим соотечественникам. Путешествуя с карандашом в руке, рисовал остатки нашего прошлого и цивилизации», – писал Орда в письме к Игнату Домейку (письмо от 28 марта 1876 г.). Он начал путешествовать по стране, зарисовывая виды городов, старинных замков, церквей, усадеб, мест, связанных с жизнью известных людей. Результатом многолетнего труда стали около 1000 рисунков и акварелей, 260 из которых были опубликованы в 8 сериях «Альбома исторических видов Польши, посвящённых соотечественникам» (1873–1883).

Решение создать такой альбом соответствовало современным тенденциям, как европейским, так и местным. Уже в конце XVIII в. альбомы графических видов были изданы в результате путешествий по миру. Натурные зарисовки архитектуры и пейзажей не только дополняли собственные альбомы, но и публиковались под названием voyage pittoresque et historique. С середины XIX века в этот процесс активно включилось и отечественное искусство. Концепция наших изданий отличалась от европейской яркой патриотической окраской. Альбомы стали фактором пропаганды национальных идей, которые особенно ярко проявились после раздела Речи Посполитой и вспышек восстаний. На глазах поколения середины XIX века рушилась целая цивилизация, о которой через некоторое время могли остаться только воспоминания. Возникла проблема сохранения наследия, хотя бы в рисунках. Поэтому более значимым стало не художественное исполнение, а информативность пейзажей, свидетельствовавших о древней культуре и истории края, его былом величии и независимости. «[...] это превосходное и единственное в своем роде издание несет в себе полное и великолепное изображение нашей древней цивилизации»,– писал журнал Tygodnikillustrowany (Т. VI. 1878 г.) об альбоме Орды.

Визуальные альбомы создавали не только профессиональные художники. Наполеон Орда, осуществивший столь значительный проект, также был художником-любителем. Он не получил профессионального художественного образования и был почти самоучкой в этой области. Только во время пребывания в Париже у него появилась возможность учиться живописи в мастерской Пьера Жерара. Но роль самодеятельных художников была очень значительной для белорусского художественного процесса XIX века. После закрытия Виленского университета регион на несколько десятилетий лишился возможности готовить своих профессиональных художников. Несомненно, такая ситуация создала культуру самовосполнения в этой сфере.

Художественное наследие Наполеона Орды типично для своего времени. Писать «историю» художественными средствами – его главная задача, более важная, чем художественное совершенство. Сегодня рисунки Орды значимы для нас не только как «энциклопедия» утраченных архитектурных объектов. Они как и прежде, в XIX веке, остаются «нарисованной историей» бывшей Речи Посполитой.

2 октября – 22 декабря 2022 года

Музей-усадьба «Михайловское», выставочный зал

Среда – воскресенье: с 10.00 до 17.00, выходные: понедельник, вторник

Вход бесплатный

www.museum.ru/N80997
Ваше мнение »»

»»Музей-заповедник А.С. Пушкина "Михайловское" (Пушкинский Заповедник)
Адрес:Псковская область, Пушкиногорский район, с. Михайловское
Проезд:См. здесь
Телефоны:(81146) 2-1762, 2-2319, экс.бюро 2-2321, 2-2609
URL:pushkinland.ru/
EMail:pgmuseum@yandex.ru, bilet1911@yandex.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 19.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru