МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка-фестиваль "Театрократия. Екатерина II и опера" в Царицыне

c 19 сентября 2021 по 9 января 2022Москва
Музей-заповедник "Царицыно" при поддержке Департамента культуры города Москвы в партнерстве с Благотворительным фондом Владимира Потанина, фестивалем "Золотая Маска", международным фестивалем-школой современного искусства "Территория", Государственным академическим Большим театром России, Московским театром "Новая опера имени Е.В. Колобова" представляют выставку-фестиваль "ТЕАТРОКРАТИЯ. ЕКАТЕРИНА II И ОПЕРА" и публичную программу "Театр и музей. Опыты взаимодействия" для профессиональной и широкой аудитории

19 сентября 2021 - 9 января 2022

"Театрократия. Екатерина II и опера" - выставка о становлении русского музыкального театра в XVIII веке. Она представит исторические материалы и произведения искусства из 27 российских музеев, две театральные премьеры и насыщенную публичную программу для широкой и профессиональной аудитории. Это первый музейно-театральный проект такого масштаба в музее-заповеднике "Царицыно" - выставка-фестиваль, в создании которой задействована большая команда кураторов и специалистов из музейной и театральной сфер. Выставка представит императрицу Екатерину II как театрального деятеля, чьи взгляды и подходы к созданию театральных работ в XVIII веке очень созвучны тому, как мы воспринимаем театр в XXI веке.

Кураторы выставки-фестиваля - доктор искусствоведения Анна Корндорф, театровед, драматург и музыкальный критик Илья Кухаренко, художник, сценограф и архитектор Алексей Трегубов, научный сотрудник Государственного Эрмитажа Екатерина Орехова. Участниками театральной и музыкальной частей проекта станут актриса Ингеборга Дапкунайте, оркестр Questa Musica и дирижёр Филипп Чижевский, лауреаты фестиваля "Золотая маска" режиссер-документалист Михаил Патласов, театр "Трикстер, Петр Айду. Публичную программу "Театр и музей. Опыты взаимодействия" курируют Антон Флеров и Мария Бейлина (Институт Театра), а также театральный просветитель Алиса Спирина (театр "Новая Опера имени Е.В. Колобова).

Посетители проникнут "за кулисы" театрального визионерства Екатерины II и смогут оценить ее таланты политтехнолога, автора, цензора, режиссера, критика и зрителя. "Опера как политика", "Опера как иллюзия", "Опера как удовольствие", "Опера как воспитание", "Опера как страсть", "Опера как смерть", "Опера как дом" - из этих разделов складывается сюжет экспозиции, пространство которой оформляет художник и архитектор Алексей Трегубов. В последнем зале посетитель сам оказывается на сцене барочного театра, а финалом путешествия станет VR-спектакль по мотивам русских и итальянских опер, любимых Екатериной II или написанных по ее заказу.

Оперный VR-спектакль режиссера Михаила Патласова и драматурга Ильи Кухаренко при участии актрисы Ингеборги Дапкунайте, дирижера Филиппа Чижевского и его ансамбля Questa Musica - ко-продукция музея-заповедника "Царицыно" с Большим театром, созданная при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина и Blavatnik Family Foundation. Для спектакля собраны редчайшие фрагменты русских и итальянских опер XVIII века, которые будут исполнены по подлинным партитурам в аутентичной манере, многие их них прозвучат в России впервые за два с половиной века. Основа спектакля - исторические документы, письма и дневники современников Екатерины II. Ингеборга Дапкунайте перевоплотится в актрису, которой предстоит сыграть императрица.

Камерная опера Кристофа Виллибальда Глюка "Китаянки" - копродукция музея-заповедника "Царицыно" с театром "Трикстер", Петром Айду, музыкантами "Персимфанса" и солистами вокального ансамбля INTRADA. Музыка Глюка часто звучала при дворе Екатерины II, а у посетителей "Театрократии" будет возможность услышать это редко исполняемое сегодня произведение в жанре кукольной оперы, познакомиться с популярными театральными форматами эпохи (opera seria, opera buffa, пастораль), стилем и манерами, характерными для европейских салонов конца XVIII века.

Еще один спектакль, который будет частью выставки - космоопера "Дидона и Эней" на музыку Генри Перселла в постановке театра "Трикстер". Выбор этой постановки не случаен - известно, что Екатерина II ассоциировала себя с карфагенской царицей Дидоной (этому сюжету будет уделено большое внимание на выставке), а опера Перселла - одна из самых известных музыкальных интерпретаций этого античного мифа о трагической любви. Премьера спектакля состоялась в 2019 году в рамках лаборатории Международного фестиваля-школы современного искусства "Территория".

В экспозиции Большого Дворца "Царицыно" впервые будут показаны ранее не выставлявшиеся в таком объеме материалы, связанные с екатерининской оперой, предоставленные Государственным Эрмитажем, Государственным Историческим Музеем, Государственной Третьяковской галереей, Музеем-усадьбой "Кусково", ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственным музеем-заповедником "Царское Село", Государственным центральным театральным музеем им. А.А. Бахрушина, Государственным музеем-заповедником "Петергоф", Музеем архитектуры им. А.В. Щусева и многими другими. Специально для выставки-фестиваля по инициативе музея-заповедника "Царицыно" создаются две оперные премьеры, которые не только станут экспонатами выставки, но и останутся в коллекции музея после ее окончания.

На выставке зрители увидят:

- уникальную подборку работ придворных театральных декораторов Екатерины II: Франческо Градицци, Пьетро Гонзага, Людвига Тишбейна. Отдельный раздел будет посвящен наследию представителя великой династии итальянских сценографов Карло Бибиена, который провел два года при русском дворе и оставил портфолио головокружительных архитектурных фантазий для сцены;

- оригинальные проекты самых известных императорских и частных театров Екатерины II, выполненные архитекторами Джакомо Кварнеги, Антонио Ринальди, Петром Нееловым и др., а также макеты Эрмитажного театра и Китайского театра в Царском селе, позволяющие представить эти здания в первоначальном виде;

- автографы сочиненных и написанных рукой императрицы либретто, а также партитуры ее любимых опер. В том числе опера "Мнимые философы" Джованни Паизиелло, которую государыня знала наизусть и от которой, по ее словам, можно было "умереть со смеху";

- подлинный костюм из гардероба князя Григория Потёмкина, который в середине ХIХ века по распоряжению Николая I был передан в Мариинский театр и "прослужил" там в качестве оперного реквизита до 1970-х годов;

- коллекцию редчайших, никогда не выставлявшихся материалов, связанных с оперой Екатерины II "Начальное управление Олега". В их числе: уникальный альбом эскизов костюмов к спектаклю из Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, эскизы декораций Франческо Градицци и Пьетро Гонзага, раскрашенные гравюры со сценами спектакля, и построенный специально для выставки на основании подлинного рисунка А.Н. Оленина, макет сцены третьего действия;

- бутафорию, осветительные приборы и предметы театральных интерьеров XVIII века;

- старинные музыкальные инструменты оперного оркестра, оригиналы и действующие копии театральных машин.

Театрократия - определение, которое дал знаменитый историк театрального искусства Николай Евреинов русскому XVIII веку, обозначая им всепроникающую власть театра. С одной стороны это способность видеть театральность во всем происходящем, с другой стороны - стремление упорядочивать жизнь в соответствии с сценическими законами. "Театрократия. Екатерина II и опера" - это и не выставка в классическом понимании, и не театральный спектакль в чистом виде, а многослойное исследование "мании театрализации", которую Евреинов считал свойством русской жизни.

"Музей-заповедник "Царицыно" - это настоящий "театр архитектуры и ландшафтного дизайна". Театральность исторически определяет идентичность этого места, а в проекте "Театрократия. Екатерина II и опера" творческая группа его создателей нашла способ говорить об этом современным языком и выстраивать новые смыслы вокруг нашей музейно-театральной сущности", - говорит директор Музея-заповедника "Царицыно" Елизавета Фокина.

"Меньше всего мы хотели делать "театрализованную экспозицию" или "оживлять" театральный мир XVIII века. Наша задача собрать подлинные произведения и артефакты, связанные с екатерининской оперой. Это сегодня очень непросто, ведь их сохранилось крайне мало, и они рассеянны по самым различным собраниям. А затем с помощью современных театрально-музейных технологий мы стараемся создать для них контексты - исторический, художественный, музыкальный, литературный, пытаемся "разговорить" этих молчаливых свидетелей, чтобы они рассказали, в чём была власть и сила оперного театра XVIII века", - добавляет куратор выставки Анна Корндорф.

Публичная программа выставки-фестиваля включает в себя более 40 образовательных мероприятий для семейной и детско-юношеской аудитории, показы музыкальных спектаклей, серию 8 оперных кинопоказов и дискуссий с оперными звездами и многое другое.

В пространстве выставки "Театрократия. Екатерина II и опера" будет работать Образовательный кластер "Новая Опера "(ОКНО), который станет резидентом "Детского Царицыно" и предложит программу воркшопов для детей от 3 до 6 лет "Первая опера", семейный воркшоп "Создаем оперу" для детей от 7 до 11 лет и их родителей, мастерскую театрального эскиза для детей от 8 до 13 лет и театральные мастерские для подростков от 12 до 18 лет. Куратор программы - Алиса Спирина.

В зале "Арзамас" при участии TheatreHD и OperaHD пройдет серия кинопоказов и обсуждений лучших образцов режиссерских интерпретаций оперных шедевров из лучших театров мира - MET, Royal Opera House, Teatro alla Scala и др.

В партнерстве с Благотворительным фондом Владимира Потанина в рамках выставки-фестиваля разработана профессиональная образовательная программа "Театр и музей. Опыты взаимодействия". С сентября по декабрь 2021 в "Царицыно" пройдет образовательный курс "Театр и музей. Социальная миссия". Он представит формы и форматы участия культурных институций в решении социальных вопросов и проблем, а также поможет участникам освоить практические навыки реализации и продюсирования социально направленных проектов и проектов устойчивого развития. Экспертами курса выступят представители оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе, Берлинского Филармонического оркестра, научно-технологического центра The Tech Interactive в Калифорнии и фестиваля искусств Kunstenfestivaldesarts в Брюсселе. Точное расписание будет объявлено позже.

Выставка-фестиваль будет проходить в Большом Дворце Музея-заповедника "Царицыно".

Даты проведения: 19 сентября 2021 - 9 января 2022.

Сайт выставки: http://teatrocratia.tsaritsyno-museum.ru

Сайт музея-заповедника "Царицыно": http://tsaritsyno-museum.ru

www.museum.ru/N78500
Ваше мнение »»

»»Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно"
Адрес:город Москва, ул. Дольская, д. 1
Проезд:Ст. м. "Царицыно", "Орехово", далее 10 мин. пешком; заезд на автомобиле с Новоцарицынского шоссе
Телефоны:(495) 322-6843, (499) 725-7248 (спр.)
URL:tsaritsyno-museum.ru/
EMail:tsaritsynomuseum@culture.mos.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 19.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru