МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Сергей Шутов. Чужие здесь не ходят

c 4 сентября по 15 ноября 2021Москва
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Чужие здесь не ходят» художника Сергея Шутова (род. 1955) — классика «новой волны», стоявшего у истоков искусства новых медиа, пионера российского видеоарта, экспонента Венецианской биеннале (2001). Шутов — один из ключевых участников московского и ленинградского андеграунда 1980—1990-х годов и центральная фигура клубной культуры нулевых. Он входил в круг «Новой академии» Тимура Новикова, был главным художником легендарного фильма «Асса» (1987), занимался виджеингом в одном из первых московских клубов «Птюч» (1994—1997) и стал родоначальником этого направления в России.

В экспозиции представлены знаковые произведения Шутова, созданные в 1990—2000-х годах, когда художник активно исследовал возможности новых компьютерных и звуковых технологий.

По словам Шутова, свое первое произведение современного искусства он создал еще в школе — это была, как сказали бы сегодня, мультимедийная инсталляция, выполненная на стыке науки и искусства. Проект представлял собой прототип видео- и саунд-арта: с помощью школьного эпидиаскопа художник показывал на экране длинный живописный комикс про приключения океанографов, изучавших говорящих дельфинов.

Шутов принадлежит к поколению, выросшему на советской фантастике и научно-популярных иллюстрированных журналах о покорении космоса, среди которых знаменитые издания «Техника — молодежи» и «Знание — сила». Вероятно, здесь лежат истоки неизменного интереса художника к космической тематике — неслучайно Шутова называют одним из наиболее последовательных художников-космистов нашего времени. Диапазон источников его вдохновения простирается от футуристических трудов российских ученых Николая Федорова и Константина Циолковского до американских фантастических комиксов 1950—1960-х годов.

В андеграундное художественное сообщество Шутов пришел из мира хиппи в 1980-е годы как художник-живописец. Он работал в технике ассамбляжа, используя различные материалы (мех, дерево, пластмассу) и кислотные цвета, характерные для искусства нью-вейва («новой волны»). Черты живописной эстетики этого времени можно проследить в ранних видеоработах Шутова, которые он создавал с конца 1980-х годов.

Еще в первой половине 1980-х каждый владелец видеозаписывающего аппарата находился под надзором КГБ как обладатель опасного для советского режима устройства, способного передавать запрещенную информацию. Перестройка принесла послабления, что привело к развитию видеоискусства в СССР. Свою первую видеокамеру Шутов приобрел во время поездки в Финляндию в 1988 году, затем появился пульт Panasonic для сведения видео и наконец — компьютер Atari 1040 c 4 мегабайтами памяти, позволявший обрабатывать и монтировать изображения. С этого момента Шутов начал художественные эксперименты с новыми медиа.

Одна из наиболее ранних видеоработ Шутова, показанная на выставке, была создана в 1990 году совместно с лидером новейшего искусства Ленинграда Тимуром Новиковым по мотивам его текстильных коллажей. Шутов привел в движение изображенные на шелкографиях объекты, проиллюстрировав принцип «знаковой перспективы» Новикова, согласно которому «пространство расширяется или уменьшается за счет размещения одного и того же знака ближе и дальше от линии горизонта». Шутов одним из первых ввел компьютерную анимацию в современное российское искусство.

В работе «Удивительно, какая тишина!» (1994), используя стратегии поп-арта, художник «препарирует» советский фильм «Небесный тихоход» (1945) и превращает его в психоделический техномузыкальный видеоклип. Изобилующий спецэффектами, анимацией и искажениями цвета, сегодня он кажется предвестником визуальной эстетики культового канала MTV. Схожий метод деконструкции Шутов использует в работе «Москосмос» (1996) — своеобразном ремейке фантастического фильма «Весна» (1947) Григория Александрова о женщине-ученой, работающей в Институте Солнца. Эти видеоработы являются ярким примером психоделической линии в российском искусстве.

В видеоинсталляции «Вместо Минотавра» (2004) Шутов выходит за пределы экрана и вовлекает зрителя в гипнотическое путешествие по подземному миру московского метро. Постоянно меняющийся лабиринт дезориентирует и пугает своей непредсказуемостью. Визуальный ряд характерно отсылает к графике нидерландского художника Маурица Эшера, воспроизводившего в своих работах пространственные парадоксы, которые принято рассматривать в контексте психоанализа и проявлений бессознательного.

Наряду с темой космоса ключевой для Шутова является тема игры. В интерактивной инсталляции «Чужие здесь не ходят» (2000), давшей название выставке, Шутов сконструировал пародийный игровой аппарат по аналогии с детским настольным хоккеем. Главными героями стали инопланетяне, окруженные заснеженными елками. Художник лишил пришельцев возможности двигаться — они будто намертво вмерзли в заледенелое поле. Игроку остается управлять только «русским пейзажем». В метафорическом смысле это пейзаж ментальный, который, как замечает Шутов, «как ни переставляй, изменяется мало».

Куратор: Анна Зайцева

___

Сергей Шутов родился в 1955 году в Потсдаме в Германии. Спустя год семья переехала в Москву. Специального художественного образования не получил. В 1975—1978 годах работал лаборантом в Государственном музее искусства народов Востока, затем дворником в ГМИИ им. А. С. Пушкина, читал лекции в Московском планетарии, работал в зоопарке. С 1978 года — член Горкома графиков. С 1987 года — член Клуба друзей Маяковского, первый академик Академии Всяческих Искусств (Московское отделение живописи). С 1989 по 1991 годы сотрудничал с ленинградским коллективом «Пиратское телевидение». В 1992 основал и возглавил Институт технологии искусства в Москве, с 1994 руководитель практических занятий Московской художественной лаборатории новых медиа. Провел свыше 50 персональных выставок в России и Европе. Работы Шутова находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Мультимедиа Арт Музея, Москва и других музеев и в частных коллекциях России, Великобритании, Германии, Франции и др.

Сроки работы выставки: 4.09 - 15.11.2021 г.

www.museum.ru/N78427
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
URL:mamm-mdf.ru/
EMail:info@mamm.art


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 18.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru