МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена

c 14 июля по 3 октября 2021Санкт-Петербург
14 июля 2021 года в Пикетном зале Зимнего дворца (№ 196) открывается выставка «Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена. Рисунки и скульптура из коллекций Музея Торвальдсена в Копенгагене и Эрмитажа», организованная Государственным Эрмитажем и Музеем Торвальдсена в Копенгагене.

Экспозиция приурочена к 250-летию со дня рождения выдающегося датского скульптора, одного из ведущих мастеров эпохи неоклассицизма.

Творчество Бертеля Торвальдсена (1770–1844) во многом определило пути развития и облик европейской скульптуры XIX века. Современники мастера высоко ценили его искусство и считали, что он ближе всех подошел к пониманию сути античного идеала и по праву может быть сравним с древними творцами.

По словам Михаила Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа: «Преодолевшие границы пандемии рисунки замечательного скульптора-классициста, гордости Дании Бертеля Торвальдсена, дали повод интеллигентно показать их в диалоге с его же прекрасными рельефами на своеобразную тему покорения стихий Амуром и напомнить об этом великом «эрмитажном» скульпторе, смотрящем на нас с потолка Зала Юпитера и изящно противостоящем своему главному сопернику - Антонио Канове в Галерее истории древней живописи Нового Эрмитажа.

Образ художественного общения с Данией для Эрмитажа, конечно же, неразрывно связан с памятью особо почитаемой нами императрицы - Марии Федоровны, датской принцессы Дагмар, чей прах совершил недавно обратное путешествие в Петербург, чтобы вторично упокоиться в Петропавловском соборе. Торвальдсен здесь - тоже дома».

Впервые в одном выставочном пространстве представлено восемь скульптурных произведений - шесть мраморных рельефов и две мраморные статуи из коллекции Эрмитажа и восемнадцать рисунков из собрания копенгагенского музея. Открывает экспозицию редкий в творчестве Бертеля Торвальдсена «Автопортрет», выполненный в 1811 году, когда скульптор уже приобрел репутацию одного из ведущих мастеров своего времени.

Творческое наследие Бертеля Торвальдсена, как скульптурное, так и графическое, включает в себя большое количество произведений, созданных под влиянием античной мифологии. Среди них представленная на выставке мраморная статуя «Ганимеда» - прекрасного юноши-виночерпия на Олимпе, чья история неоднократно встречается в античной литературе, в частности в «Метаморфозах» Овидия.

Самым любимым мифологическим персонажем Торвальдсена был бог любви - Амур. В Пикетном зале можно увидеть статуэтку «Амур, играющий на лире» и рельеф «Амур у Вакха». Обращает на себя внимание также рельеф «Амур у Анакреонта». На рубеже XVIII-XIX веков стихи древнегреческого поэта Анакреонта (559-478 до н.э.) были очень популярны и неоднократно издавались на разных европейских языках. Торвальдсен, вдохновленный этими поэтическими сочинениями, создал в 1823 году свою скульптурную композицию «Амур у Анакреонта». Согласно сюжету ненастным вечером поэт впустил в дом и обогрел замерзшего и промокшего мальчугана – Амура, но божок посмеялся над ним и вонзил ему в грудь стрелу. Эта же сцена представлена на некоторых графических листах мастера, экспонируемых в Эрмитаже. Исполненные в различных техниках подготовительные рисунки и наброски - «Анакреонт и Амур» запечатлели момент драматической встречи античного поэта и крылатого бога любви.

Серия представленных барельефов, получившая название «Власть Амура над стихиями» или «Четыре элемента», подразумевавшая господство Амура над Землей, Воздухом, Водой и Огнем, была создана в 1828 году. В барельефах Амур, удерживающий рукой за гриву могучего льва, символизировал власть крылатого бога над Землей; Амур, восседающий на орле, священной птице Юпитера, и держащий в руке его перуны, означал господство над воздушным пространством. Амур с трезубцем Нептуна в руке и верхом на дельфине олицетворял власть над водной стихией. Покорение царства Огня представлено в виде Амура с двузубцем Плутона и трехголовым Цербером (стражем подземного мира), которого бог любви удерживает тетивой лука.

Рисунки Бертеля Торвальдсена раскрывают, как зарождался, изменялся, интерпретировался и постепенно оформлялся замысел будущего скульптурного произведения. Многие из представленных работ являются подготовительными набросками к эрмитажным рельефам и статуям, например, «Амур и дельфин», «Ганимед», а также уже упоминавшиеся выше листы к рельефу «Амур у Анакреонта».

На выставке, рассказывающей зрителю о Торвальдсене как о замечательном скульпторе и искусном рисовальщике, можно увидеть разные типы рисунков датского мастера – от беглых зарисовок, когда на одном листе представлены многочисленные наброски к скульптурам, например, лист с набросками фигур для фронтона собора Богоматери в Копенгагене, до роскошных полностью завершенных произведений, как рисунок «Амур с бабочкой». Работы подобные «Амуру с бабочкой» предназначались скульптором для подарка своим друзьям-покровителям.

Графические произведения Торвальдсена, привезенные из Копенгагена, впервые демонстрируются в Санкт-Петербурге. Четыре эрмитажных рельефа, составляющих серию «Власть Амура над стихиями», также никогда ранее не выставлялись в Эрмитаже, а два рельефа – «Амур у Вакха» и «Амур у Анакреонта» – демонстрировались в стенах петербургского музея более двадцати лет назад.

Бертель Торвальдсен не бывал в Санкт-Петербурге, но его имя и произведения высоко почитались в стенах Императорской Академии художеств и в великосветских гостиных. Русские художники, продолжавшие свое обучение в Италии, заручались рекомендательными письмами к нему. В Новом Эрмитаже, открытом в феврале 1852 года, один из залов новейшей скульптуры был украшен портретным медальоном с профилем Торвальдсена, размещенном рядом с подобными портретами выдающихся скульпторов, – Микеланджело (1475-1564), Антонио Кановы (1757-1822), Христиана Даниэля Рауха (1777-1857).

Выставка подготовлена Отделом Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа (Заведующий Отделом, доктор искусствоведения Сергей Олегович Андросов). Кураторы выставки: Елена Ивановна Карчёва, старший научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства, кандидат искусствоведения (Государственный Эрмитаж); Маргрете Флориан, главный хранитель (Музей Торвальдсена, Копенгаген).

К выставке издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог: «Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена. Рисунки и скульптура из коллекций Музея Торвальдсена в Копенгагене и Эрмитажа» (2021).

Авторы статей каталога: Елена Карчёва («Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена», «Произведения Бертеля Торвальдсена в Петербурге») и Маргрете Флориан («Рисунки скульптора», «Бертель Торвальдсен. Жизнь и творчество»).

Выставку «Античный миф в творчестве Бертеля Торвальдсена. Рисунки и скульптура из коллекций Музея Торвальдсена в Копенгагене и Эрмитажа» можно посетить в часы работы музея по входным билетам в Главный музейный комплекс по маршруту № 1 (вход с Иорданской лестницы) и по маршруту № 2 (вход с Церковной лестницы).

Выставка организована Государственным Эрмитажем и Музеем Торвальдсена, Копенгаген

www.museum.ru/N78148
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
URL:hermitagemuseum.org/
EMail:cancery@hermitage.ru, excursof@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 16.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru