МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Объявлен старт проекта «Золото Трои» по изучению коллекции Г. Шлимана в ГМИИ им. А.С. Пушкина

30 июняМосква
"Золото Трои". Научно-исследовательский проект по изучению коллекции Генриха Шлимана в ГМИИ им. А.С. Пушкина

Период проведения: июнь - декабрь 2021

Место проведения: ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва, Волхонка, 12)

Руководители проекта: Владимир Толстиков, заведующий отделом искусства и археологии Античного мира ГМИИ им. А.С. Пушкина; Игорь Бородин, заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ им. А.С. Пушкина.

ГМИИ им. А.С. Пушкина приступает к реализации научно-исследовательского проекта по изучению группы предметов из всемирно известной троянской коллекции Генриха Шлимана. На первом этапе проекта будут изучены 65 ювелирных изделий из всех хранящихся в музее 13 кладов. За ходом исследования можно будет следить на сайте museumconservation.ru.

Коллекцию из 259 предметов, хранящуюся и экспонируемую в ГМИИ им. А.С. Пушкина, составляют предметы из 13 кладов, обнаруженных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1873, а также в 1878-1890 годах. Это различные украшения, сосуды, антропоморфные фигурки, топоры-молоты, изделия из горного хрусталя и т.д. Из 19 кладов, с 1881 года хранившихся в Берлине, в Москву попали предметы из 13 - преимущественно изделия из драгоценных металлов и камня.

Исследовательский проект Пушкинского музея является научным событием мирового масштаба. Первый этап будет состоять из макросъемки и изучения состава металлов на специальном приборе. Предметы из троянской коллекции существуют либо в единственном экземпляре, либо имеют небольшое количество аналогий. Они еще никогда не исследовались современными научными методами. Сегодня начинается абсолютно новый этап в истории этой уникальной коллекции. Все этапы работы будут сопровождаться видеосъемкой, на основе которой будет выпущена серия мини-фильмов с комментариями экспертов.

Подготовительный этап. Макросъемка.

До конца июля будет проведена макросъемка всех отобранных для исследования вещей с использованием цифровых микроскопов высокого разрешения. Одна из задач этапа - изучение особенностей поверхности каждого предмета. Технико-технологические исследования позволят узнать, какие приемы использовались древними ювелирами-торевтами, уточнить историю бытования археологических находок и ответить на целый ряд других вопросов. Среди исследуемых предметов - малая диадема. Она состоит из множества мелких и мельчайших деталей и принадлежит к одному из сохранившихся до наших дней уникальных памятников эпохи ранней бронзы. Уже на этой стадии работы исследователи смогут понять, как диадема использовалась - украшала ли она стоявшую в святилище деревянную скульптуру-ксоан, служила элементом погребального инвентаря или венчала представительницу элиты в качестве статусного головного убора.

Основной этап. Изучение состава металлов.

В сентябре специалисты музея планируют приступить к изучению состава металлов с помощью аналитического оборудования, в том числе рентгенофлуоресцентного спектрометра. Одной из исходных предпосылок служит предположение, что золото, из которого выполнены исследуемые древние предметы, не подвергалось многократным переплавкам. Это позволит с достаточно высокой степенью достоверности установить источники получения металла. География месторождений золота для данного периода известна и зафиксирована в базах данных благодаря исследованиям зарубежных ученых. Большинство изделий и украшений из троянской коллекции Шлимана дошли до нас в единственном экземпляре. Этот факт, неоднократно отмеченный специалистами, представляет поселение на холме Гиссарлык, соответствующее археологическому слою Трои II, как своеобразный, уникальный очаг культуры, существовавший между 2400-2200 годами до н. э. на пересечении древних торговых путей между Анатолией и материковой Грецией, островами Эгейского бассейна и Причерноморьем.

Следует отметить, что часть предметов из клада А, ошибочно названного Шлиманом "Сокровище Приама", хранится в Археологическом музее в Стамбуле. Несколько десятков изделий из золота были украдены рабочими во время раскопок Шлимана 1873 года, конфискованы полицией и позднее переданы в музей. Эти предметы уже прошли исследование на состав металлов. Исследование проведено под руководством профессора Университета имени Эберхарда и Карла (Тюбинген, Германия) Эрнста Пернички, который сформировал соответствующую базу данных. Еще одна коллекция драгоценных предметов из Троады, близкая по составу троянской коллекции Шлимана, хранящаяся в Музее археологии и антропологии Пенсильванского университета в Филадельфии (США), также анализировалась профессором Перничкой. Исследование специалистов Пушкинского музея предполагает значительно расширить и дополнить этот уникальный массив научной информации.

По завершении сбора данных о составе троянского золота научно-исследовательская группа проекта приступит к подготовке второго этапа работ. На основе полученных результатов планируется проведение сравнительного анализа троянских предметов из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и указанных выше зарубежных коллекций. Предполагается, что на этом этапе к участию в исследовательском проекте будет приглашен профессор Перничка, а также специалисты из берлинского Музея доисторического периода и ранней истории. В проекте примут участие специалисты ведущих исследовательских и реставрационных лабораторий, а также инжиниринговых предприятий Москвы.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: "Музей - это не только место, где показывают художественные произведения и рассказывают о них, но где, прежде всего, их хранят и изучают. Пройдет немного времени, и, несмотря на эпоху цифровизации, мы убедимся, насколько ценна уникальность общения с подлинным, которую предоставляет музей. И для того, чтобы эта возможность сохранялась, те вещи, которые мы храним и приумножаем в нашей коллекции, должны не просто быть в отличном состоянии, но они еще должны быть исследованы. Мы имеем дело с объектами искусства, о которых знаем не так много, как хотелось бы. Сегодня мы открываем интересную страницу и приступаем к крайне значимому изучению великой коллекции Генриха Шлимана. Мне это исследование кажется невероятно захватывающим, так как пока никто не знает, что откроется нам в результате. Мы заинтересованы в том, чтобы уникальные памятники мировой культуры были изучены, при необходимости отреставрированы, хранились и экспонировались должным образом и принадлежали человечеству".

Историческая справка

В 1945 году по решению Советской контрольной комиссии - единственного легитимного органа власти после подписания акта о безоговорочной капитуляции нацистской Германии, многие памятники искусства из германских музеев были вывезены в СССР в качестве частичного возмещения ущерба, нанесенного фашистами в период временной оккупации советских территорий. В их числе была и троянская коллекция Генриха Шлимана, часть которой, а именно 260 единиц хранения - наиболее ценные экспонаты из золота, электра, серебра, горного хрусталя и камня, - были переданы на хранение в ГМИИ им. А.С. Пушкина, а 414 предметов, главным образом из бронзы и керамики, направлены в Государственный Эрмитаж. С 1949 года все эти древности хранились без права их публикации и экспонирования, поскольку по решению руководства СССР были отнесены к особому фонду.

Первоначально троянская коллекция экспонировалась в Берлине в Музее народоведения, а с 1922 года - в Музее доисторического периода и ранней истории. Однако в январе 1941 года, в ходе развязанной нацистской Германией Второй Мировой войной, троянские клады, вместе с другими наиболее ценными произведениями искусства из берлинских музеев, причисленных к категории "невосполнимых", специальным распоряжением были помещены в депозитарий Прусского государственного банка. Позднее, в ноябре 1941 года, из-за угрозы английских бомбардировок, уникальные троянские древности перевели в бетонированный бункер противозенитной батареи, сооруженной близ берлинского зоопарка (Flakturm am Zoo). Здесь в апреле 1945 года Троянская коллекция и была передана находившимся при ней директором Музея доисторического периода и ранней истории Вильгельмом Унферцагтом офицеру Советской Армии.

С 1941 по 1995 год троянская коллекция Шлимана оставалась недоступной как для ученых, так и для широкой общественности. Более того, она считалась навсегда утраченной. Миф о "Золоте Приама" обрастал все новыми легендами и домыслами, когда в декабре 1994 - январе 1995 года ряд авторитетных специалистов-экспертов в области изучения культур эпохи бронзы из Германии, США, Англии, Турции и Греции впервые получили возможность детально ознакомиться с хранящейся в Пушкинском музее коллекцией Шлимана. Они единодушно подтвердили ее подлинность и прекрасную сохранность. Открытие выставки "Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана", состоявшееся в ГМИИ им. А.С. Пушкина 15 апреля 1996 года, позволило увидеть эти сокровища сотням тысяч людей из разных стран мира.

www.museum.ru/N78057
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-95-78, 609-95-20
URL:pushkinmuseum.art/
EMail:finearts@arts-museum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, другие, для профессионалов


 
новости и события: 23.09.2021
 x    ?  

VI международная конференция «Проблемы печатной графики» в Российской академии художеств

Вторая научно-фантастическая конференция «Станислав Лем. Фантастика и футурология»

Конференция «Ленинградцы в годы Великой Отечественной войны»

К 105-летию антологии «Поэзия Армении». Научное заседание в Музее Серебряного века

Курс повышения квалификации "Основы музейной деятельности" в Российском этнографическом музее

Пушкинский, Третьяковка, Гараж и ГЭС-2 объединились в «Музейную четверку»

Всероссийская научно-практическая конференция «Книга. История. Культура. Память». Черкесск - Теберда

Учредительное собрание Ассамблеи "петровских музеев" России в Петропавловской крепости

Гриновские чтения – 2021

Научные семинары отдела древнерусского и церковного искусства НИИ РАХ

Фонд Потанина подвел итоги первого цикла конкурса "Музейный десант"

Курс повышения квалификации «Традиционный русский костюм» в Российском этнографическом музее

Объявлены даты 3-го Кураторского форума

Конференция "Рождение Царства. Искусство эпохи Василия III"

Проект «Только не я» победил в профессиональном музейном конкурсе

Конкурс молодых художников «Иллюстрируем Толстого-2021»

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличском музее

XXIII Международная научно-практическая конференция «Шолоховские чтения-2021»

Обновленная стратегия выставочной деятельности и внешних коммуникаций Еврейского музея

Проект по изучению и консервации картины Винсента ван Гога «Красные виноградники в Арле. Монмажур»

Мурановские чтения - 2021

XLIX Международная научная конференция «Болдинские чтения»

Курс повышения квалификации "Опыт учетно-хранительской работы музея. Методика научного описания музейного предмета"

Научно-практический семинар для музейных работников «Наука в современном музее» в Санкт-Петербурге

Объявлены лауреаты премии «Инновация-2021»

Новые приобретения Третьяковской галереи на доход от эндаумент-фонда

XLIII Международные научные чтения "Н.Г.Чернышевский и его эпоха" в Саратове

В Выксе пройдёт международная конференция о практиках искусства и гостеприимства

Конференция "Искусство советского Урала. Художественное воплощение и развенчание социальных мифов"

V Междисциплинарная конференция «Книжные памятники в аспекте сохранности»

V Всероссийская научно-практическая конференция по музейной педагогике в Музее Л.Н. Толстого

Научно-практическая конференция исследователей творчества М.Ю. Лермонтова

Музыкальный конкурс «Откроем томик Есенина…»

Межрегиональная конференция «Визуальный текст в историко-культурном ландшафте» в Сыктывкаре

Конференция «Графика в церковном искусстве конца XV-XIX веков»

XLVI Международные чтения «Достоевский и мировая культура»

Всероссийская научная конференция "Наука в вузовском музее-2021"

XVI Всероссийская конференция "Информационное обслуживание в век электронных коммуникаций - 2021"

XII международная научно-практическая конференция "Дворец как портрет владельца" в ГМЗ "Петергоф"

Конференция "Эффективные стратегии развития естественно-научного музея" в Дарвиновском музее

Всероссийский форум «Музей сегодня: от традиционных практик к инновационным подходам» в г. Саратове

XX Санкт-Петербургские этнографические чтения «Этнографический музей как феномен культуры»

Всероссийская научная конференция «Рождение Царства. Искусство эпохи Василия III»

XXV международная научно-практическая конференция АДИТ-2021 во Владивостоке

Фестиваль к 125-летию Е.Л. Шварца

Конференция «Иконопись в музейных собраниях. Исследования. Реставрация. Репрезентация» г. Ханты-Мансийск

XХVII Царскосельская научная конференция "Атрибуция предмета: интуиция, опыт, документ"

Конференция "Творчество Ф.М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации" в г. Новокузнецке

Конференция "Экслибрисы как информационный ресурс для изучения книжной культуры"

План стажировок в Музее современной истории России в 2021 году

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее на 2021 год

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru