МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Ученье - свет! Книгоиздательский и просветительский плакат в России. Из собрания Русского музея

c 16 декабря 2020 по 29 марта 2021Санкт-Петербург
16 декабря в Мраморном дворце открывается выставка плаката первой трети ХХ века, посвященного теме образования и просвещения в России. В экспозицию вошло около 130 произведений из коллекции Русского музея.

Плакат первой трети ХХ века сыграл очень важную роль в процессе распространения всеобщей грамотности и образования в России.

Дореволюционный книгоиздательский плакат, с которого начинается экспозиция, был, по сути своей, инструментом торговой рекламы, но, тем не менее, объединил в себе сразу несколько просветительских функций: эстетического воспитания, потому как плакат являлся самым действенным способом внедрения в общественное сознание художественных образов; ознакомления широкой публики с миром печатаных изданий, и, наконец, функцию передачи информации через реализацию рекламируемого товара - книг и периодических изданий. В этой части экспозиции представлены работы, в основном, известных мастеров, таких как Иван Билибин ("Реклама изданий сказок с рисунками И. Я. Билибина", 1903); Сергей Чехонин ("Реклама издания "История живописи всех времен и народов" А. Н. Бенуа", 1912) и др.

Адресатом книгоиздательского плаката являлась лишь грамотная часть населения, имевшая финансовую возможность приобретать книги и периодические издания. После революции 1917 года ситуация кардинально поменялась.

Основатели советского государства мечтали сформировать человеческую личность нового типа и абсолютно иную общественную формацию. Для внедрения новых идей в сознание граждан, была необходима система агитации и пропаганды. А одной и самых острых проблем первых послереволюционных лет, серьезно тормозивших осуществление замыслов советской власти, был низкий уровень образования. Печатное же слово в то время было практически единственным средством коммуникации. Таким образом, всеобщее обучение являлось первоочередной задачей. Ликбезу (ликвидации безграмотности) - одному из самых масштабных социально-образовательных проектов в отечественной истории - посвящена значительная часть выставки. (Николай Терпсихоров "Грамотный, обучи неграмотного", 1930; Неизвестный художник "Говорил Ильич: "учитесь", кто неграмотен стыдитесь.", 1920-е.)

Плакаты советского периода сгруппированы в экспозиции по темам. Первый из них - ранний декларативный плакат. Пропаганда образования в первые годы советской власти говорила на языке аллегорий, представляла знания своего рода ключом от двери, ведущей из царства мрака и угнетения в светлое и свободное будущее. (Неизвестный художник "Только советская власть ведет рабочие массы к свету и просвещению", 1919; Алексей Радаков "Неграмотный тот же слепой", 1920) Но постепенно задача по ликвидации безграмотности и внедрению всеобщего образования начала решаться, и плакаты стали призывать к конкретным делам - оказанию помощи школам и библиотекам, обучению безграмотных, получению образования и т.д. (Георгий Ланге "Товарищи! Дети наши и заботы наши…Неделя помощи школам", 1923; И. Мурзаев "Изобретатель вооружайся техническими знаниями", 1931). Самостоятельные части экспозиции посвящены введению всеобщего образования в сельской местности и национальных республиках. (Василий Баюскин "В избе-читальне", 1929; Федор Малеев "Культурная революция в национальных республиках", 1930).

Целый пласт плакатов посвящен чтению, которое провозглашалось "обязанностью" человека и непременной частью его образа жизни.

Первые десятилетия ХХ века для плаката вообще и просветительского в частности были временем его становления, выработки собственного языка и образных приемов. Этим объясняется невероятная разнородность стилей, так как к работе над ним привлекались самые разные художественные силы - живописцы, графики, скульпторы, архитекторы. В плакате заметен и лубок, и стиль модерн, и традиции журнальной и книжной графики, и поиски конструктивистов.

Среди авторов есть и известные имена с узнаваемым стилем и филигранной техникой - Борис Кустодиев, Александр Дейнека, Дмитрий Моор, Алексей Пахомов, Дмитрий Буланов, Николай Кочергин, Алексей Радаков и др., и безымянные мастера, чья манера выдает руку самодеятельного художника. Тем не менее сегодня интерес и ценность представляют любые образцы плакатов того периода, так как они демонстрируют всю палитру художественного поиска и четко отражают процесс становления жанра.

Экспозиция дополнена произведениями скульптуры, нумизматики, народного и декоративно-прикладного искусства, в которых нашла отражение основная тема выставки.

Выставка продлится до 29 марта 2021 года.

www.museum.ru/N76620
Ваше мнение »»

»»Мраморный дворец
Адрес:город Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1
Проезд:Ст. м. "Невский проспект"
Телефоны:(812) 312-9196
URL:www.rusmuseum.ru
EMail:info@rusmuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 25.04.2024
 x    ?  

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru