МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

XL фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» памяти И.А. Антоновой пройдет онлайн

c 2 по 18 декабря 2020Москва
XL Фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Обратная перспектива: 2020–1981» пройдет онлайн и будет посвящен памяти президента Пушкинского музея Ирины Александровны Антоновой, ушедшей из жизни 30 ноября 2020 года.

2–18 декабря 2020

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет XL Фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера. Обратная перспектива: 2020–1981». В связи с мерами безопасности, введенными приказом Министерства культуры РФ на период с 16 ноября 2020 по 15 января 2021 года, концерты пройдут в Белом зале Главного здания музея без слушателей. Выступления выдающихся отечественных исполнителей, известных во всем мире, можно будет увидеть в прямых трансляциях бесплатно на онлайн-ресурсах музея (YouTube, VK, Facebook) и партнерских площадках: Культура.рф, по подписке на телеканале А2 и в онлайн-сервисе Amediateka в разделе «Эфир». Полная информация, расписание трансляций, подробные музыкальные программы, интервью и воспоминания исполнителей и участников фестиваля разных лет представлены на отдельном сайте — decemberfest.pushkinmuseum.art.

Фестиваль «Декабрьские вечера» был создан в 1981 году по инициативе Ирины Александровны Антоновой и Святослава Теофиловича Рихтера. Его основная идея – единство культуры через синтез изобразительных искусств, музыки и поэзии.

И.А. Антонова: «Музыкальный фестиваль придал музею новое измерение, обогатил восприятие глубиной ассоциаций, размышлениями о природе искусства. Он вернул нас к изначальному пониманию нашего Дома как музея изящных искусств».

Концертная программа фестиваля этого года имеет законченную симметричную форму. Открывает и закрывает фестиваль камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Вместе с легендарным коллективом выступают отечественные звезды: Евгений Миронов, Александр Рудин, Борис Березовский, Фридрих Липс и Денис Мацуев. Два других концерта отданы пианистам — Михаилу Плетнёву и Элисо Вирсаладзе, чьи имена неразрывно связаны с историей «Декабрьских вечеров» и хорошо известны поклонникам фортепианной музыки.

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ

2 декабря, 20:00 — «Художник читает Библию»

(Декабрьские вечера 1994)

Камерный ансамбль «Солисты Москвы»

Художественный руководитель и главный дирижер Юрий Башмет

Солисты — Евгений Миронов (чтец), Александр Рудин (виолончель), Фридрих Липс (баян)

В программе: Й. Гайдн, С. Губайдулина

Программа концерта «Художник читает Библию» отсылает к нескольким фестивалям прошлого. В 1994 году на «Декабрьских вечерах» впервые прозвучала библейская тема, отраженная в музыке нескольких эпох: от Средневековья до «новой готики» XX века. На фестивале «Се, Человек!» (1999), приуроченном к 2000-летию христианства, исполнялась духовная музыка и произведения, связанные с библейскими сюжетами. В 2004 году параллельно с ретроспективой работ Пабло Пикассо в музыкальной программе «Отражения – метаморфозы» соединились оригинальные партитуры Баха и транскрипции современных композиторов. Именно тогда впервые прозвучали в одном концерте «Семь слов Спасителя на Кресте» Йозефа Гайдна и «Семь слов» Софии Губайдулиной, открывающие нынешний фестиваль вечной темой Страстей Господних.

6 декабря, 19:00 — «Юбилейное приношение»

(Декабрьские вечера 1995)

Klavierabend Михаила Плетнёва

В программе: П.И. Чайковский, Ф. Шуберт

Программа сольного концерта Михаила Плетнёва отсылает к «Юбилейным приношениям» – фестивалю, посвященному 15-летию «Декабрьских вечеров», объединившему зарубежное и русское искусство XIX–XX веков. Для своего Klavierabend’a Михаил Плетнёв выбрал произведения Франца Шуберта и Петра Ильича Чайковского.

Современники не спешили включать в свой репертуар фортепианные сонаты Шуберта, полагая, что в них он подражал гениальному Бетховену. Этот миф был развеян лишь в начале XX века Артуром Шнабелем, сыгравшим на своих концертах 15 сонат Шуберта. Путь Святослава Рихтера к ним также был постепенным: от Листа и Шопена в 1950-х, пианист, начиная с 1960-х, всё больше углублялся в мир созерцательной лирики Шуберта, составляя монографические программы из произведений композитора. Рихтеровские интерпретации Шуберта, по оценкам современников, стали «целой исполнительской эпохой». Выбор Михаилом Плетнёвым двух сонат Шуберта из из репертуара Рихтера можно считать данью памяти основателю «Декабрьских вечеров».

Во втором отделении концерта Михаил Плетнёв исполнит фортепианный цикл П.И. Чайковского «Времена года» (1876).Именно с музыки Чайковского началась история фестиваля в 1981 году, а также дебют самого Михаила Плетнёва на «Декабрьских вечерах» в 1986-м. Пианист по праву считается лучшим интерпретатором произведений Чайковского.

11 декабря, 20:00 — «Звездный час»

(Декабрьские вечера 1990)

Денис Мацуев (фортепиано)

Камерный ансамбль «Солисты Москвы»

Художественный руководитель и главный дирижер Юрий Башмет

В программе: Д. Шостакович, Р. Шуман, Ф. Шопен

Третий концерт фестиваля является своеобразным рефреном в классическом пятичастном рондо. Название концерта «Звездный час» полностью соответствует не только составу исполнителей, но, прежде всего, напоминает о первом юбилее «Декабрьских вечеров» в 1990 году, когда фестиваль отмечал свое 10-летие. Тогда музыкальные программы представили публике антологию европейской музыки со времен раннего Возрождения и полифонии строгого стиля Жоскена Депре до произведений композиторов XX века, включая лидеров авангарда 1960-х годов — Эдисона Денисова, Альфреда Шнитке, Николая Каретникова.

Программа нынешнего концерта рисует «обратную перспективу» из XX в XIX век, от консерваторца Дмитрия Шостаковича, преступившего «классические каноны и правила» в начале 1920-х, к молодому Фредерику Шопену, который в первых крупных сочинениях следовал традиции «блестящего стиля» начала XIX века и одновременно порывал с ним навсегда, открывая абсолютно новые качества выразительности.

15 декабря, 20:00 — «Мир романтизма»

(Декабрьские вечера 1985)

Klavierabend Элисо Вирсаладзе

В программе: Р. Шуман, Ф. Шопен

На «Декабрьских вечерах» часто звучала музыка композиторов-романтиков, целиком ей были посвящены фестивали «Мир романтизма» (1985) и «Романтическое интермеццо» (1997). В декабре 1985 года Борис Мессерер превратил Белый зал музея в подобие музыкального салона XIX века. По мысли Рихтера, происходившее на сцене должно было напоминать о вечерних собраниях у Жорж Санд: в глубине сцены находилось широкое окно, за которым угадывался снег, вокруг рояля сидели «званые гости» в вечерних туалетах, а репетиции незаметно переходили в концерты, звучала музыка Шуберта, Шумана, Шопена. Рихтер стремился преодолеть дистанцию между исполнителями и публикой, создать атмосферу импровизации, «точно друзья собрались послушать музыку в домашней обстановке».

Элисо Вирсаладзе играла на одном из «Декабрьских вечеров» 1985 сочинения Шумана. Рихтер – признанный мастер интерпретации шумановских сочинений, тонко и точно передававший противоречивый и мятежных дух композитора, высоко оценил ее исполнение. Вполне закономерно, что Klavierabend Элисо Вирсаладзе посвящен музыке романтиков и главным протагонистам эпохи – Роберту Шуману и Фредерику Шопену.

18 декабря, 20:00 — «Классика и авангард»

(Декабрьские вечера 1991)

Камерный ансамбль «Солисты Москвы»

Художественный руководитель и главный дирижер Юрий Башмет

Солисты — Борис Березовский (фортепиано), Андрей Поскробко(скрипка), Михаил Ашуров(скрипка)

В программе: В. А. Моцарт, А. Шнитке, А. Вустин

В 1991 году, пожалуй, впервые на «Декабрьских вечерах» столь бескомпромиссно была представлена новая музыка. На фестивале «Классика и авангард» звучали произведения композиторов ХХ века, живших и творивших рядом с нами. Многие имена московская публика слышала впервые. Среди них был и Альфред Шнитке, для которого «Декабрьские вечера» стали еще одной ступенью к мировому признанию и подтверждением безусловного таланта композитора, хотя еще недавно публичное исполнение его авангардных сочинений было запрещено.

В концерте 18 декабря прозвучит одно из самых любимых и публикой, и исполнителями произведение Альфреда Шнитке – ироничная музыкальная шутка «Moz-Art a la Haydn», написанная в 1977 году для новогоднего концерта Камерного ансамбля Гидона Кремера. В качестве первоисточника будет исполнен Концерт № 25 для фортепиано с оркестром С-dur КV 503 Вольфганга Амадея Моцарта, принадлежащий к числу самых выдающихся сочинений композитора в жанре инструментального концерта. В завершении вечера и фестиваля состоится мировая премьера последнего сочинения ушедшего этой весной московского композитора Александра Вустина. Пьеса для камерного оркестра «Юбиляции» была сочинена в феврале 2020 года специально по заказу организаторов фестиваля Декабрьские вечера, сам автор дал ей подзаголовок «„Декабрьским вечерам“ посвящается».

Художественный руководитель фестиваля — Юрий Башмет.

Программный директор фестиваля – Юлия Де-Клерк.

www.museum.ru/N76293
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-95-78, 609-95-20
URL:pushkinmuseum.art/
EMail:finearts@arts-museum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: музыкальные, праздники


 
новости и события: 18.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru