МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Между мирами: резное дерево в сакральном пространстве" в Музее истории религии

c 16 октября 2020 по 15 января 2021Санкт-Петербург
Дерево - не только теплый, доступный и простой в обработке материал, использовавшийся человеком с древнейших времен, но и универсальный символ, олицетворяющий связь миров: божественного и человеческого. В разные эпохи и в разных культурах дерево было неотъемлемым элементом сакрального пространства. Оно присутствовало в нем и как элемент декоративного оформления, и как архетипический образ. В то же время дерево очень недолговечный материал, подверженный воздействию извне, а потому выполненные из дерева и сохранившиеся в музейных собраниях предметы декоративно-прикладного искусства и религиозного культа представляют особую ценность и нуждаются в сложной реставрации. Подробнее обо всем этом и многом другом рассказывает выставка, открывшаяся в Государственном музее истории религии.

Выставка состоит из трех тематических разделов, посвященных традиционным верованиям народов Сибири и Дальнего Востока, авраамическим религиям (иудаизм, христианство, ислам) и религиям Востока.

Выполненные из дерева и декорированные резьбой изображения духов, ритуальные ложки, погребальный инвентарь иллюстрируют религиозные представления народов Приамурья.

Ковчег для хранения Торы, навершия, древки и указки для ее чтения, изготовленные также из дерева, рассказывают о том, почему в иудаизме Тору называют Древом жизни.

В христианстве Древо Жизни, Древо Познания и деревянный крест, на котором был распят Христос, входят в число наиболее значимых и сложных с точки зрения толкования символов. Так, например, в получившей популярность в западном христианском мире составленной в XIII в. «Золотой легенде» говорится о том, что после смерти Адама его сын вложил в уста отца сухую ветку от Древа познания, ставшего причиной грехопадения. Из этой ветки выросло дерево, из ствола которого, по преданию, была сделана вертикальная часть креста, на котором распяли Иисуса. Обилие деревянной скульптуры и резьбы в отделке интерьеров храмов практиковалось в странах Европы с IX в.. После разделения церквей в католической традиции деревянная пластика утверждается в сакральном пространстве как неотъемлемый элемент и сохраняется до наших дней.

В православной традиции отношение к деревянной скульптуре было неоднозначным. Поскольку считалось, что скульптурные изображения могли ассоциироваться с дохристианскими верованиями, сакральная деревянная скульптура не получила повсеместного распространения. В XVIII-XIX вв. в Российской Империи действовал официальный запрет, который ограничивал или полностью запрещал резные иконы и круглую скульптуру в храмовом пространстве.

В исламе, в силу особенностей понимания божественного, существует запрет на изображения Бога, пророка Мухаммада, праведных халифов, имамов, а также даже животных и людей. Поэтому особое внимание уделяется декоративным мотивам и орнаментальным композициям. Резное дерево используется для оформления интерьеров и для изготовления подставок под священную книгу мусульман – Коран.

Мотив дерева как связующего звена между человеческим и божественным присутствует и в восточных религиозных традициях. Неслучайно основатель буддизма Сиддхартха Гаутама достиг просветления, стал буддой, медитируя под Деревом Бодхи. Большое развитие техники резьбы по дереву получили в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Так, в Индии и в наши дни пользуются популярностью деревянные статуэтки индуистских божеств, резные домашние алтари, резные элементы интерьера. В Китае традиция обработки дерева имеет свои секреты, там широкое распространение получило использование лака, искусство полихромии и инкрустации.

Выставка отличается обилием и разнообразием представленного материала: от домашних алтарей и круглой скульптуры до резной икон и ксилографических досок. К числу подлинных раритетов из собрания Музея относятся «Мадонна с младенцем» (Германия, XIV в.) и «Ян Непомук» (Польша, XVIII в.), «Христос в узах» (в темнице) (Русский Север, XVIII в.) и «Христос страдающий» (Германия, XV в.), резные Царские врата (Украина, 1730 г.) и складень «Иконостас» (Украина, 1702 г.), барельеф «Адам и Ева в Раю», выполненный по гравюре Альбрехта Дюрера «Грехопадение» из цикла «Малые Страсти» (1511 г.). Многие из представленных на выставке предметов экспонируются впервые после длительной и сложной реставрации.

www.museum.ru/N76258
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории религии
Адрес:город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
URL:gmir.ru
EMail:gmir@relig-museum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 16.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru