МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

“Мы храним наши белые сны”

c 31 января по 10 мая 2020Москва
Проект Музея «Гараж» «“Мы храним наши белые сны”. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969»* представит работы, свидетельствующие о жизни, творчестве и личной трагедии людей, чьи авторские поиски были тесно связаны с мистическими практиками, «сверхчувственным» познанием мира, тайным знанием, закрытыми сообществами и часто исходом на советский Восток в поисках истины и лучшей доли.

Проект стал результатом масштабного исследования, проведенного командой Музея «Гараж» совместно с художественным критиком Алексеем Улько (Самарканд) и художницей Александрой Сухаревой (Москва/Дубна).

Выставка, объединившая более 150 произведений искусства, различных артефактов и архивных свидетельств, представляет собой подробно документированный рассказ о практиках людей, состоявших в тайных обществах и закрытых кружках либо разрабатывавших свои индивидуальные творческие проекты, вдохновленные фантазийными и эзотерическими поисками. Многие носители «тайного знания» столкнулись со сталинским террором — люди погибали, оказывались в лагерях, отказывались от убеждений, утрачивали свои архивы.

Механика сохранения и распространения «тайного знания» во многом определяет структуру выставки, которая развивается в символическом повторяющемся цикле «расцвет–изгнание»: от многообразия эзотерических практик в дореволюционную эпоху до ссылок и расстрелов 1930–1940-х, от духовного возрождения на советском Востоке, в Центральной Азии в 1920-х, где по разным причинам оказались многие представители художественной интеллигенции, до последовавших вскоре и там арестов и «тишайшего» творчества после.

Искусство, представленное на выставке «Мы храним наши белые сны», живет как будто по краям, в стороне от свершений модернизма и советского радикального авангарда в частности, в сознательно тайном и невидимом режиме (в том числе и для специалистов), поскольку оно представляло собой не эстетический эксперимент, а артефакт, свидетельствующий о духовном откровении. Не менее важна для выставки логика документа — благодаря усилиям исследовательской команды, в течение двух лет работавшей с публичными и частными архивами, удалось восстановить по уголовным делам и протоколам обыска несколько казавшихся полностью утраченными художественных биографий, например, Риммы Николаевой, художницы и участницы антропософского сообщества.

Личные и творческие судьбы складываются в сложную карту прямых или опосредованных контактов между героями выставки: участие не только в антропософском движении (которое играло в культурной жизни дореволюционной России довольно существенную роль, в первую очередь благодаря верным последователям Рудольфа Штайнера — Андрею Белому, Маргарите Сабашниковой и другим), но и в иных духовных кружках и объединениях — часто один человек мог участвовать в трех или четырех — создавало систему искренних дружеских и творческих отношений, которые продолжались и в ссыльных скитаниях.

Произведения Александры Сухаревой не вмешиваются в основной нарратив выставки и не составляют диалога с произведениями Андрея Белого, Аси Тургеневой, Даниила Степанова или кого-либо еще. Проект Сухаревой — «Криста. Аргирис. Юдора» — актуализирует эзотерический опыт, допускает его присутствие в музее и гарантирует зрителю возможность буквального индивидуального переживания «тайной» истории русского искусства ХХ века.

Архитектура проекта, созданная бюро Grace, отсылает к экспозиционной практике итальянского архитектора и дизайнера Карло Скарпы и представляет собой комбинацию из трех типов выставочных пространств — «храма», «архива» и «музея», — с разным наклоном повесочных поверхностей, обтянутых гофрированной тканью. Эти три типа экспозиционных модулей в определенной степени суммируют опыт исследовательских усилий и отражают неканонический ход истории искусства, альтернативный основным магистралям модернизма и возрождающий интерес к эзотерическим практикам и формам жизни «тайного знания».

Перформативная часть выставки, связанная с эзотерическими телесными и танцевальными практиками, включает в себя выступления анонимной платформы ВАСЯБЕГИ (Москва), часть перформансов которой отсылает к теории «четвертого пути» Георгия Гурджиева, и перформансы эвритмистки Мартье Брандсма (Нидерланды/Швейцария), интерпретирующей идеи основанной Рудольфом Штайнером школы эвритмии.

___

Кураторы: Екатерина Иноземцева, Андрей Мизиано

Исследовательская группа: Дарья Бобренко, Оксана Полякова, Анастасия Чеботарева

Научные консультанты: Алексей Улько, Борис Чухович, Олег Шишкин

Архитектура: бюро GRACE (Екатерина Головатюк, Джакомо Кантони, Ксения Бисти, Ивано Вичеконте)

Участники выставки: Нина Ануфриева, Ариадна Арендт, Лидия Арманд, Борис Астромов, Александр Барченко, Андрей Белый, Глеб Бокий, Мартье Брандсма, ВАСЯБЕГИ, Василий Ватагин, Анатолий Григорьев, Георгий Гурджиев, Борис Зубакин, Алексей Исупов, Исаак Иткинд, Сергей Калмыков, Александр Котс, Максимилиан фон Мекк, Григорий Мёбес, Александр Николаев (Усто Мумин), Римма Николаева, Федор Ростопчин, Маргарита Сабашникова, Александр Сардан, Борис Смирнов-Русецкий, Даниил Степанов, Александра Сухарева, Анна (Ася) Тургенева, Петр Фатеев, Виктор Черноволенко, Сергей Шиголев, Рудольф Штайнер, Юлиан Щуцкий

* Цитата в названии — из стихотворения Андрея Белого «С. М. Соловьеву», 1901

www.museum.ru/N74995
Ваше мнение »»

»»Музей современного искусства "Гараж"
Адрес:город Москва, ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32. Парк Горького
Проезд:См. здесь
Телефоны:(495) 645-0520
URL:garagemca.org/ru
EMail:welcome@garagemca.org


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 29.03.2024
 x    ?  

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru