МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

"Михаил Юфа. Жажда живописи" в Городском выставочном зале Петрозаводска

c 26 сентября по 20 октября 2019Республика Карелия
В 2019 году исполнилось 80 лет со дня рождения Михаила Юфа (1939 – 2012) –мастера, чьё имя занимает совершенно особое место в истории карельского изобразительного искусства и отчасти даже выпадает из неё благодаря темпераменту, энергии и эстетическим пристрастиям этого художника. В память о нём Музей изобразительных искусств Республики Карелия совместно с Городским выставочным залом представляют выставку «Михаил Юфа. Жажда живописи», которая смогла вместить в себя лишь часть большого творческого наследия художника. В неё вошли избранные произведения из фондов Музея изобразительных искусств Республики Карелия, Карельской государственной филармонии и частных собраний, дающие возможность не только оценить большое жанровое и тематическое разнообразие его произведений, сколько, в первую очередь, позволяющие проследить ту эволюцию, что претерпевает живописный язык, сама пластика холстов Михаила Юфа на протяжении его творческого пути – от конца 1960-х до начала 2000-х годов. От осмысления традиций «Бубнового валета» и идей «сурового стиля» в ранних натюрмортах и портретах до живописной драматургии и «симфонизма» его поздних крымских пейзажей.

Живопись была его главной страстью, подчинившей себе всю непростую и, к сожалению, слишком рано оборвавшуюся жизнь художника - романтика. Он был одной из крупных фигур, чуть ли не в одиночестве несколько десятилетий «державших на своих плечах» целое направление в карельском искусстве. Сегодня, когда художника уже нет с нами, наступает время изучить, осмыслить и оценить ту роль и место, которое по праву принадлежит его живописи в истории культуры Карелии. Именно к этому приглашает зрителей и искусствоведов новая выставка – «Михаил Юфа. Жажда живописи» …

Мария Юфа, искусствовед

___

Выставка «Жажда живописи», посвящённая 80-летию Михаила Юфа, представляет его творчество не по жанровому или тематическому принципу, а как историю поисков…, поисков путей, наиболее соответствующих его живописи.

Конечно, пути эти определялись временем и во времени (от ранних работ к поздним, например), но и местом тоже…

Для живописца, видение которого связано с «натурным» впечатлением, а работа предполагает глубокую «переработку» натуры, (Михаил Юфа был именно таковым) - место и время одинаково важны.

Мало того, на каком-то этапе работы - в холстах этого автора (и в восприятии опытного зрителя) они сливаются до полной «неразделимости». «Гурзуф? Ну это уже конец 1980-х…» Речь именно об этом...

Вообще, «историю», которую может считывать зритель на данной выставке, можно обозначить как историю художественного самоопределения живописи Михаила Юфа в период от второй половины 1960-х к 2000-ым годам.

Время и место…

1960-е – это карельские, Северные работы. В 1970-х – встреча с Югом, работа на творческой даче Союза художников в Горячем ключе, Краснодарском крае. Такое чередование… Так далее и будет на протяжении его жизни во вполне «челночном» алгоритме, во времени и пространстве.

Югом для Михаила Юфа были Горячий Ключ, Гурзуф, Вилково, Одесса. Севером – Старая Ладога, Вышний Волочёк, Валаам, Сортавала, Петрозаводск.

Юг давал, вероятно, новые обретения – в палитре, в понимании цвета, жизни красок. Север – постоянное переосмысление, углубление образа на основе обновлённого на Юге творческого инструментария.

Живопись живёт своей жизнью, по своим правилам, со своими желаниями и прихотями. Иногда она жаждет обновления как вино требует новых мехов.

Можно попытаться представить в общих чертах историю «обновлений» живописи Михаила Юфа и их смысл.

Конец 1960-х – начало 1970-х – это концепция «непрерывно становящейся живописи». Холст здесь – живописное зрелище, в котором зрителю открыт процесс «живописания». В нём раскрывается «потенциал» вещи (в том числе самой обыденной) - как драгоценности. Здесь статичный предмет «захватывается» движением красок, преображаясь в динамичный живописный объект. В разговоре о работах этого периода необходимо сказать, что многое в них определялось открытием и освоением традиций русского искусства 1910-х-1920-х годов. При этом художник, «находясь» в эстетике близкой данным традициям, как будто пробовал на вкус то новое, с которым встретился, узнал, и что в то же время было далеко от этой эстетики.

Внутренние отличия работ этого периода связаны с движением от главенства красочной среды, которая строится на разряжении–сгущении мазков к слитности, «сплавленности» красок.

С этим движением связано появление в композициях Михаила Юфа главного «предмета-персонажа», а затем и групп «персонажей», которые находятся в ситуации

«любовного конфликта». Мазки (композиционные единицы) сливаются в более крупные элементы живописного текста подобно словам и предложениям.

К середине 1970-х «вязкость» живописной среды преодолевается усилением ритма - составляющей его авторского языка, важность которой в последующем будем нарастать.

Начало 1980-х. Холст Михаила Юфа становится сопряжением цветовых полей, разработанных различным ходом кисти, разной кладкой, фактурой. К 1983 г. этот новый ключ приводит к появлению композиционных приёмов, отчасти тяготеющих к языку монументальной живописи. Это вероятно связано с новым для автора драматизмом образов, который виден в «Северных» работах с русскими крепостями и церквями. Драматизм этот овеян поэзией А.А. Блока, верность и любовь к которой художник хранил от ранней юности до самой смерти.

В живописи конца 1980-х и 1990-х годов процесс взаимообогащения «Северного» и «Южного» опытов достигает полноты. Крымские работы строятся как встречи цветофактурных потоков при усилении роли белого, как конструирующего «тело» живописи.

В Ялгубских сиренях Михаила Юфа такой сплав фактуры и цвета становится основой живописной драмы, делая образ Северной деревни отчасти трагическим.

У выставки «Жажда живописи», наверное, будет и опытная, знакомая с творчеством Михаила Юфа часть публики, и та, которая впервые встречается с его работами. Конечно, у каждой из них сложится свой, отличный от описанного выше вариант «истории», заключённой в холстах художника.

При этом думается, что наиболее значимым опытом, который зритель имеет возможность получить на данной выставке, может стать опыт переживания живописи как мироощущения, живописи как мировоззрения, живописи как способа связи с миром.

Артём Стародубцев, художник

www.museum.ru/N73898
Ваше мнение »»

»»Городской выставочный зал Петрозаводска
Адрес:Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 26
Проезд:Маршр. такси №№ 4, 15, 17, 21, 33, 41, 71, тролл. №№ 1, 3 до ост. "Городской выставочный зал", "Университет" или "Центральный рынок"
Телефоны:(8142) 78-1650
URL:gvz-ptz.ru/
EMail:cultur@sampo.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 16.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru