МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Английский вкус императрицы. Царское Село Екатерины Великой

c 27 июня по 30 сентября 2019Санкт-Петербург
В музее-заповеднике «Царское Село» открылась выставка «Английский вкус императрицы. Царское Село Екатерины Великой». Экспозиция, посвященная 290-летию со дня рождения Екатерины II, разместилась Зубовском флигеле Екатерининского дворца. Среди редчайших экспонатов – подлинные английские гравюры из царскосельской коллекции и предметы из знаменитого «Сервиза с зеленой лягушкой» из собрания Государственного Эрмитажа.

Для бывшей царскосельской императорской резиденции Екатерина II – ключевой персонаж. Став императрицей в 1762 году, она много времени проводила в Царском Селе. За ее 34-летнее правление дворцово-парковый ансамбль достиг наивысшего расцвета. Императрица лично участвовала во всех значительных архитектурных проектах, выступала в роли не только заказчицы, но и соавтора. Всё, что делала Екатерина II в Царском Селе, носило отпечаток ее личности. Именно здесь в полной мере отразилась англомания императрицы.

Екатерина II никогда не была в Англии, но собирала виды знаменитых средневековых и современных построек, изучала архитектуру и паркостроение туманного Альбиона, которые были в конце XVIII века в моде в Европе. Обширная коллекция английских гравюр XVIII века, собранная императрицей, хранится в музее-заповеднике «Царское Село» (всего около ста листов). В собрании представлены виды английский городов и поместий: Стоу, Кью, Чизик, Ричмонд, Уилтон, Холл-Барн и другие. Некоторые изображения представлены на выставке. Палладиев мост в Екатерининском парке, павильон «Арсенал» в Александровском будто бы сошли с английских гравюр.

В 1771 году в Царское Село прибыл новый законодатель садовой моды — мастер Иоганн Буш, который приступил к созданию в резиденции английского сада. Позже здесь работал его сын Джозеф. Садовые мастера отец и сын Буши, три архитектора семьи Нееловых совместными усилиями создали новые парковые ландшафты, сохранив их естественные черты, но придав им характер модных английских парков. Сады наполнились замечательными мостиками, ротондами, обелисками, павильонами.

Императрица признавалась в письмах к Вольтеру: «В настоящее время я люблю до сумасшествия английские сады, кривые линии, нежные скаты, пруды наподобие озерков и резко определённые береговые очертания, и питаю глубочайшее отвращение к линиям прямым, похожим друг на друга. Я ненавижу фонтаны за ту пытку, которой они подвергают воду, заставляя ее следовать направленно, противному ее естественному течению; статуям отведены места в галереях, в передних и т.д., – одним словом, англомания овладела моею плантоманиею».

К содружеству парковых гениев вскоре присоединился Чарлз Камерон. Созданные им интерьеры Большого Царскосельского дворца, роскошные Агатовые комнаты и парковые сооружения – шедевры архитектуры XVIII века. Предметы обстановки, созданные по проектам знаменитого шотландца для комнат Екатерины II и ее сына великого князя Павла Петровича, также представлены на выставке.

Среди редких экспонатов выставки – детская двухместная коляска (Англия, Лондон. Последняя четверть XVIII века), принадлежавшая внукам императрицы. Детские экипажи, в которые запрягали пони, осликов и даже коз, были распространенным явлением при европейских дворах. Катание в миниатюрной коляске было одним из развлечений царских детей, одновременно обучавшим их правилам этой части придворного быта.

Садовая коляска, приобретенная, скорее всего, по велению Екатерины II, проявлявшей заботу о воспитании внуков, изготовлена в Лондоне. Она представляет собой уменьшенный в размерах фаэтон — тип модного открытого экипажа.

Чрезвычайно интересны представленные на выставке предметы из «Сервиза с зелёной лягушкой» из собрания Государственного Эрмитажа. В 1777 году Юрий Фельтен построил путевой дворец, который назвали Кекерекексиненским (по названию этой местности – Кекерики, которое интерпретировалось как финское звукоподражание лягушачьему кваканью). Позже дворец переименовали в Чесменский в связи с победой русского флота над турками в Чесменской бухте Эгейского моря. Именно для этого дворца Екатерина II заказала британскому керамисту Джозайе Веджвуду сервиз с многочисленными видами Британии, которые, не повторяясь, должны были представлять готические постройки и пейзажные парки. Такая изобразительная программа соответствовала как личным вкусам Екатерины II, так и ее намерению всегда и во всём демонстрировать свои просвещенные взгляды. В 1774 году сервиз с 1222 топографически точными британскими пейзажами, состоящий из 944 предметов, прибыл в Россию. Для императрицы составили каталог видов на французском языке. Для облегчения идентификации пейзажей номера, соответствующие каталогу, были написаны краской на оборотах каждого изделия. Веджвуд назвал этот сервиз «Русским». В России этот керамический ансамбль стали называть в соответствии его принадлежности к екатерининскому путевому дворцу. Дольше всего просуществовало название «Чесменский сервиз». Как о «Сервизе с зеленой лягушкой» об этом памятнике стали писать только в начале ХХ века.

По материалам выставки подготовлен научный каталог, статьи в который написали сотрудники ГМЗ «Царское Село» и Государственного Эрмитажа. В каталоге впервые опубликованы многие гравюры из собрания Екатерины II, а также портреты четы Буш - Джона и его супруги Энн, находящиеся в частном собрании (Великобритания).

Выставка открыта с 11.00 до 18.00, выходной – понедельник.

Стоимость билета – 200 рублей.

Выставка работает до 30 сентября 2019 года.

www.museum.ru/N73268
Ваше мнение »»

»»Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село"
Адрес:город Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, 7
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 465-2024 (автоответ.), 465-9424 (экс. бюро)
URL:tzar.ru
EMail:museum@tzar.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города
    · актуальные: исторические, выставки


 
новости и события: 19.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru