МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Гелий Коржев. Назад в Венецию / Gely Korzhev. Back to Venice

c 11 мая по 12 октября 2019Москва
ГЕЛИЙ КОРЖЕВ. НАЗАД В ВЕНЕЦИЮ

Gely Korzhev. BACK TO VENICE

Ca' Foscari Esposizioni, Dorsoduro 3246

11 мая - 12 октября 2019

В Венецию вернулись картины Гелия Коржева (1925-2012), одного из выдающихся советских, а позднее - российских художников второй половины XX века. Его возвращение на берега венецианской лагуны случилось спустя 57 лет со времени участия произведений художника в XXXI Венецианской биеннале. Именно тогда в выставленных в павильоне СССР работах Коржева, Попкова и других живописцев убедительно прозвучали голоса так называемого сурового стиля - направления, которое в рамках победившего соцреализма искало выход из жестких канонов искусства сталинской эпохи с помощью экспрессивного художественного языка.

Выставка "Gely Korzhev. Back to Venice" ("Гелий Коржев. Назад в Венецию") осуществлена благодаря сотрудничеству Государственной Третьяковской галереи, Института русского реалистического искусства и Центра изучения культуры России Ка-Фоскари. С помощью документов, фотографий, видеоматериалов, а также благодаря обращению к информационно-коммуникационным технологиям удалось восстановить, как демонстрировались в экспозиции триптих художника, зал Коржева и другие важные элементы советского павильона 1962 года. Кроме того, эта выставка дает возможность увидеть итальянской и иностранной публике, спустя три года после монографической ретроспективы работ Коржева в Третьяковской галерее в Москве, более 50 живописных работ художника, которые выстраиваются в обширную и исчерпывающую панораму и могут расставить по местам поспешные суждения, высказанные по случаю XXXI Биеннале.

Собрание картин в Ка-Фоскари не является антологией творчества художника в узком смысле этого слова. Выставка организована вокруг отдельных тем, обращена к наиболее значительным аспектам творческого наследия художника. Так, перед глазами зрителя проходит ряд полотен с изображением монументальных ню, натюрмортов и некоторые другие наиболее интересные примеры особого варианта живописи соцреализма в интерпретации Гелия Коржева. И все же главный смысловой центр выставки - скорбные образы памяти Великой Отечественной Войны, произведения, благодаря которым Коржев получил мировое признание. Не случайно картина "Следы войны" (1963-1964) была выбрана среди 500 других представленных работ в качестве афиши выставки "Берлин - Москва. Москва - Берлин" 2003 года в Мартин Гропиус Бау. Выставка завершается визуальными размышлениями художника о распаде советской системы. Одни картины показывают грустное соучастие, другие носят характер резкого социального обличения, третьи гротескны, как те, где изображены скелеты и гибридные мутанты - так называемые Тюрлики Коржева ("Победа живых и мертвых (Памяти павших)", "На троих").

Сама выставка, как следует из ее названия, дает нам возможность спустя полвека вновь взглянуть на венецианский дебют Коржева. В 1962 году Лариса Салмина, комиссар советского павильона, определяла критерии для отбора художников, которые должны были представлять русскую художественную культуру в особенный период советской истории, а именно во время хрущевской оттепели, следующим образом: "Советское искусство представлено на XXXI Венецианской биеннале художниками, принадлежащими к разным национальностям и поколениям. Произведения этих авторов ясно показывают, насколько разнообразны художественные манеры, насколько богата тематика, иллюстрирующая жизнь советского народа, и насколько глубоко гуманистично советское искусство". Коржев и Попков, подающие надежды молодые художники, были приглашены к участию в Биеннале вместе с маститыми академиками, чтобы показать разнообразие пластических языков, преемственность поколений, прочную связь художников с "жизнью советского народа".

Коржев представил в советском павильоне своего рода "портрет в движении" - картину "Художник" (1961, Государственная Третьяковская галерея), где изображен сидящий на краю тротуара уличный художник, который рисует мелками на небольшой картонке обнаженную женщину, а рядом с ним находится кепка с монетами, а также триптих "Коммунисты" (1957-1960, Государственный Русский музей). Триптих написан на крупных холстах - двух вертикальных и горизонтальном. Первый из них по времени создания назван "Интернационал", на нем изображены два солдата Красной Армии на поле боя. Один играет на валторне, другой, изображенный со спины, держит знамя полка. Второй холст, горизонтальный, - "Поднимающий знамя". На нем изображен человек, который подхватывает Красное знамя из рук павшего товарища. Главный герой третьего полотна "Гомер (Рабочая студия)" - скульптор в военной форме, который лепит бюст древнегреческого поэта.

О произведениях такого содержания - а на биеннале были представлены живописные работы Дейнеки, а также "Строители Братска" кисти Попкова (шедевр был показан пять лет назад на посвященной художнику выставке в Ка-Фоскари) - Ренато Гуттузо говорил как о "сопротивленчестве" (resistenzialismo). Итальянские критики, напротив, писали о "изнурительных муках обновления" (Марио де Микели) или о затяжном отступлении, как Паоло Рицци заявлял в Il Gazzettino: "Десталинизация живописи социалистических стран. Как будто бы все зависело от Сталина, как будто бы достаточно было бы снять со стен портреты отверженного диктатора. <…> Слишком просто было бы играть в такую игру. Слишком просто говорить, что все художественное творчество Советского Союза и социалистических стран находится в преддверии осознанного обновления, которое не задевает, а, напротив, укрепляет ценности". После практически 60 лет это суждение в новом историческом контексте может быть рассмотрено по-другому.

Кураторы: Фаина Балаховская, Джузеппе Барбьери, Сильвия Бурини и Надежда Степанова

___

Venezia, Ca' Foscari Esposizioni

Расписание: вторник - воскресенье с 10:00 до 18:00 (понедельник - выходной)

Вход свободный

Научный секретариат

Центр изучения культуры России (CSAR)

Медиа-партнер

THE ART NEWSPAPER RUSSIA

www.museum.ru/N72794
Ваше мнение »»

»»Государственная Третьяковская галерея
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:+7 (495) 957-0727
URL:tretyakovgallery.ru/
EMail:tretyakov@tretyakov.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 18.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru