|
|
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Выставка «Монолог о раковине» в Выставочном центре «Эрмитаж-Выборг»
27 апреля 2019 года в Выставочном центре «Эрмитаж-Выборг» начнет работу выставка «Монолог о раковине». Более 150 произведений, охватывающих временной период с глубокой древности (первая половина IV тыс. до н.э) до наших дней из коллекции Государственного Эрмитажа, рассказывают о раковине - одном из красивейших созданий природы, и о том как в руках искусных мастеров она превращается в произведение искусства. Раковины с древних времен играли важную роль для человека – в быту, религии, обрядах. Коллекция Эрмитажа позволяет увидеть раковину в разных ее ипостасях – в качестве талисмана, оберега, украшения стола и просто ценного материала для ювелиров, резчиков камней. Самые ранние из экспонатов, датируемые первой половиной IV тысячелетия до н.э., служили статусными украшениями и оберегами. С развитием религиозных представлений раковины стали наделяться определенным символическим смыслом, в чем-то единым у разных народов и религий, и в то же время в чем-то существенно отличающимся. Единство обусловлено местом обитания раковин и их формой – символом водной стихии, женственности. Кроме того в разные времена и у разных народов раковины использовались в качестве денежного эквивалента, так, например, в странах Африки «ракушечные деньги» имели хождение почти до XX века. В качестве художественного материала раковины применяли в глубокой древности, но наиболее ранние сохранившиеся изделия относятся к Средним векам. Средневековье оставило доказательство подобной художественной практики в виде предметов религиозного культа, среди них перламутровые образки, резные крестики, детали реликвариев, иконки. К подобным произведениям относится перламутровый образок-камея «Ангел с платом Вероники» (конец XV в., Нидерланды). В эпоху Возрождения в разных странах Европы мастера создавали великолепные камеи и кубки со сложными рельефными композициями, выявляя многослойность материала и его цветовую гамму. Свидетельством высокого мастерства резчиков служит камея «Геркулес и Антей» (ок.1526г.), созданная Людвигом Кругом, известным нюрнбергским ювелиром, работавшим с Альбрехтом Дюрером. Замечательным произведением является камея «Марс и Венера», созданная по мотивам рисунка Россо Фиорентино (1494-1540), итальянского живописца, работавшего в Париже при дворе Франциска I. Анонимный резчик мастерски передает изысканную утонченность композиции оригинала, выполненного в стиле маньеризма. С XVI века привозимые из южных морей наутилусы и раковины турбо очищали до перламутрового слоя, и ювелиры помещали их в драгоценные оправы. Эти высоко ценимые изделия украшали королевские и царские сокровищницы, кабинеты и кунсткамеры любителей редкостей. На выставке представлены великолепные работы мастеров крупнейших центров ювелирного дела – Нюрнберга, Аугсбурга, Амстердама. Для создания оправ изделий мастера обращались к мифологическим сюжетам, связанным с морской стихией. Раковины каури, тридакны, турбо привлекали ювелиров богатством и изысканностью цветовой гаммы, приятной тактильностью. Из них создавали чаши, табакерки, пороховницы, разного рода коробочки. Раковины рог тритона, турбинела рапа во многих странах использовались в качестве музыкальных ритуальных инструментов, сигнальных труб, охотничьих рожков. Пластичная и красивая форма раковины давала большие возможности для интерпретации ее при создании кубков, фонтанов, настольных украшений. В конце XVII и особенно в XVIII столетии, кода раковина становится одним из основных мотивов стиля рококо, раковины турбо и каури широко использовались для создания чаш, пороховниц, табакерок (Пороховница, Россия, Оружейная палата Московского кремля середина-втора половина XVII в.; Чаша с портретом Яна Собеского, Польша, конец XVII в.; Пороховница, Турция, конец XVII в.; Табакерка, Германия конец XVII – начало XVIII вв.). Интересна группа табакерок из раковин тигриной каури, с композициями по мотивам французских гравюр. Оправы для них были сделаны в России, некоторые выполнены мастерами черневого дела Устюга Великого. Очень мало сведений сохранилось о резчиках по раковинам. В историю вошла одна из известнейших фамилий – это голландская семья Беллекинов (Bellekin, Belkin, Belequin). На выставке демонстрируется кубок-наутилус (1660-е гг.), исполненный самым знаменитым представителем этой династии Корнелисом ван Беллекином. Значительный раздел выставки посвящен экспонатам, выполненным из различных материалов в форме раковин и с их изображением. Наиболее ранние из представленных вещей относятся к античным временам. Тонко проработана чеканкой золотая заколка в виде раковины морского гребешка, найденная в Пантикапее. В более поздние времена во всех европейских ювелирных центрах изготавливались кубки, фонтаны, чаши, солонки, корпусы которых имитировали раковины и служили украшением столов. Одним из ярких образцов подобных настольных украшений является фонтан, созданный в 1645–1650 гг. крупным аугсбургским серебряником Мельхиором I Гельбом. Современные мастера также обращаются к раковине, видя в ней изысканный материал для создания художественных образов, или воспроизводя ее в разных материалах. Выставка подготовлена Отделом западноевропейского прикладного искусства (Заведующая Ольга Григорьевна Костюк). Автор концепции и куратор выставки ? Марина Николаевна Лопато, доктор искусствоведения, заведующая сектором художественного металла и камня Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа. К выставке издательством «Славия» выпущен научный иллюстрированный каталог. Автор вступительной статьи Марина Николаевна Лопато. Адрес: Ленинградская область, г. Выборг ул. Ладанова, д.1. Тел. (81378) 2-72-82
www.museum.ru/N72739 Ваше мнение »» Смотрите также: · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |