|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Баснописец И.А. Крылов. Камерная выставка в Государственной Третьяковской галерее
Камерная выставка, подготовленная к 250-летнему юбилею литератора Ивана Андреевича Крылова (1769-1844), составлена из произведений, происходящих в основном из фондов Третьяковской галереи. Состав: 8 живописных, 4 скульптурных произведения, книги Кураторы выставки: Л.А. Маркина, Н.А. Калугина Экспозиция представляет мир и окружение знаменитого драматурга, сатирика, публициста, издателя и баснописца. Перед зрителем предстает в лицах и предметах эпоха первой половины XIX века, увиденная сквозь призму взгляда "дедушки Крылова". На выставке можно увидеть портреты людей, близких Ивану Крылову: его друзей, покровителей, адресатов его стихотворений, которые одновременно стали прототипами его литературных персонажей. Вместе с тем представленные живописные произведения принадлежат кисти художников, наиболее ярко отразивших своим творчеством дух и стиль Александровского и Николаевского времени: Владимира Боровиковского, Ореста Кипренского, Карла Брюллова, Джорджа Доу, Павла Федотова. Экспозиция открывается двумя прижизненными портретами Ивана Крылова. На одном из них, написанном в 1812 году Романом Волковым, молодой Крылов, только что поступивший на службу в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге, представлен в романтически-сентиментальном образе поэта с пером в руке, с растрепанными волосами и вдохновенным взглядом, обращенным вдаль. Выбранный живописцем тип "халатного портрета" созвучен моде времени. В 1839 году появился незаконченный портрет, исполненный Карлом Брюлловым, по легенде, написанный за один сеанс. Здесь изображен уже признанный писатель, величественный и спокойный. Образ, созданный Брюлловым, стал хрестоматийным. Однако он лишен сухой официальности полупарадного портрета благодаря выбранной художником расслабленной позе модели и приглушенному бордовому фону. Иван Крылов представлен и на групповом портрете Адольфа Ладюрнера, запечатлевшего в 1839 году Торжественное собрание Академии художеств, почетным членом которой состоял писатель. На данном портрете присутствуют и другие "герои" этой выставки: уже упомянутый Карл Брюллов и Алексей Оленин, в то время президент Императорской академии художеств. Его более ранний портрет, созданный в 1820-х годах Джорджем Доу, также находится в экспозиции. Историк, археолог и художник Оленин был покровителем Крылова, а кроме того стал прообразом героя басен "Плотичка" и "Соловьи". С Олениным Крылова связывали не только деловые, но и личные отношения. Дружил Крылов и с его детьми, один из которых написал портрет писателя. Одной из самых любимых басен Крылова была "Демьянова уха", которая на выставке представлена в живописном и скульптурном вариантах. Первый - это одноименное авторское повторение полотна Андрея Попова 1857 года из частного собрания, а второй - редкая многофигурная композиция, созданная на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX века. В экспозиции можно увидеть и портрет прообраза главного героя басни - современника Крылова и его "собрата" по литературному обществу "Беседа любителей русского слова", стихотворца и переводчика графа Александра Хвостова, который приобрел в своей среде репутацию навязчивого бесталанного поэта. Портрет выполнен Владимиром Боровиковским в 1801 году. Портрет еще одного участника вышеупомянутого литературного общества, писателя и адмирала, а позже и министра народного просвещения Александра Шишкова, написал в 1825 году Орест Кипренский. Это изображение также хранится в Третьяковской галерее и будет среди экспонатов выставки. Шишков, будучи к тому же президентом Российской академии и приверженцем "высокого" слога, явился прототипом героя басни "Парнас". На выставке представлена и жанровая картина Павла Федотова "Разборчивая невеста", написанная по мотивам одноименной басни. Художник, который и сам был литератором, таким образом почтил память Крылова, скончавшегося за несколько лет до того. Полотно принесло автору заслуженную любовь публики и признание профессионального сообщества - он стал "назначенным" в академики. Несмотря на то, что литературная деятельность Ивана Крылова была разнообразнейшей, для широкого круга читателей основное наследие И.А. Крылова - 236 басен, высмеивающих несовершенство человеческой природы. И хотя некоторые считали писателя эпигоном Эзопа и Лафонтена, лишь несколько произведений Крылова восходит к сочинениям его предшественников. Популярность Крылова не меркнет, людские пороки сохраняются, и его произведения остаются понятными и злободневными. Характерные и яркие персонажи были и остаются популярными не только у читателя, но и у художников и граверов, которые делали их героями своих картин или иллюстраций. Басни писателя еще при жизни были объединены в 9 сборников и переведены на французский и итальянский языки. В выставочных витринах расположились прижизненные издания баснописца из научной библиотеки Третьяковской галереи, а также медаль "В честь 50-летия литературной деятельности И.А. Крылова", выбитая на Санкт-Петербургском монетном дворе в 1838 году. А лучшие из басенных иллюстраций, выполненных в разных стилях и направлениях, представлены в мультимедийном проекте, сопровождающем выставку. Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 11 www.museum.ru/N72530 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |