МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Тропой лотоса

c 14 марта по 19 мая 2019Омская область
ТРОПОЙ ЛОТОСА. Искусство Востока из собрания Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и частных коллекций

Выставка приурочена к 95-летию музея. В экспозиции, развернувшейся в двух залах Врубелевского корпуса, представлено свыше 250 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства Бурятии, Вьетнама, Индии, Индонезии, Китая, Монголии, Японии – стран, объединенных культурой буддизма.

Такой географический охват обусловлен, прежде всего, исторической традицией изучения и коллекционирования «восточных редкостей», заложенной еще Западно-Сибирским отделом Императорского Русского географического общества (ЗСОИРГО). Он был учрежден в Омске 10 мая 1877 года и занимался изучением Западной Сибири и сопредельных с ней регионов Средней Азии и Западного Китая. Важнейшей частью работы отдела были экспедиции по Алтаю, Казахстану, Средней Азии, Монголии, Китаю, Тибету. Собранные коллекции вошли в состав Западно-Сибирского Краевого музея и впоследствии были разделены между Омским государственным краеведческим музеем и Омским музеем изобразительных искусств. Часть предметов поступила в коллекцию из Государственного музейного фонда (Москва, Ленинград) и расформированного музея Художественно-промышленного техникума имени М. А. Врубеля (Омск). Ряд произведений в разные годы был приобретен или получен в дар из частных собраний Омска, Москвы, Ленинграда, Улан-Удэ.

Удачно дополняют экспозицию предметы, любезно предоставленные коллекционерами Омска. Это уникальная возможность познакомить зрителей с произведениями, никогда ранее не демонстрировавшимися широкой публике.

Название выставки связано с одним из восьми символов Дхармы – цветком лотоса, визуальное воплощение которого присутствует на многих произведениях искусства стран, объединенных учением буддизма. Лотос на Востоке – символ Бодхи, или Просветления – пробуждения от сна неведения и духовного совершенства. Как цветок прорастает в сумраке из тины и раскрывается во всей красе на водной поверхности, так и существа пробиваются сквозь омрачения сансары, пронося через все перипетии жизни сочувствие и любовь, радость и бесстрашие, мудрость и интуицию. Поскольку семя лотоса зарождается в воде, а не в земле, его считают символом божественного или спонтанного возникновения. Обязательный иконографический признак просветленного существа – лотосовый трон. Он встречается в изображениях будд, бодхисаттв и архатов. Лотос также обозначает седьмой месяц года, лето или раннюю осень и считается благопожелательным символом во всех странах буддийского мира.

Выставка включает два объемных тематических блока: «Храм» и «Дом».

Первый раздел «Храм» посвящен собственно буддийскому искусству во всем его многообразии. На выставке впервые будет показана масштабная вьетнамская храмовая скульптура, рельефы и детали культовых сооружений. Гипсовые слепки с образцов XII века, изображающих мифологических персонажей – львов-стражей ши-ты (ши-тзы) из храма Батам, встречают зрителей при входе в зал. Рельефы со сценами из жизни Будды относятся к уникальной «Башне девяти цветов лотоса» из храмового комплекса Буттхап XIV века. Масштабные, в человеческий рост, скульптуры представляют Будду Шакьямуни в заснеженных горах, архатов Пантхи Младшего и Нагасену из храма Тэйфыонг XVIII века. Зрители также познакомятся с предметами культа: буддийской иконой на ткани (танкой) и ритуальной бронзой XIX – начала XX века с образами Будды Шакъямуни и Будды Амитаюс (Амитабхи), бодхисаттв Ямантаки (убийцы Ямы, гневной формы Маньджушри), Авалокитешвары, Белой и Зеленой Тары. Не обделены вниманием мудрецы и Учителя Востока: тибетский реформатор буддийского учения Цзонкава, китайский основатель даосизма Лао Цзы, родоначальник конфуцианства Конфуций, «восемь бессмертных», святые отшельники (архаты). Здесь же представлены ритуальные колокольчики, курильницы, бронзовые сосуды.

Второй раздел «Дом» связан со светским искусством Японии и Китая и знакомит с наиболее интересными традициями этих стран. Здесь демонстрируются предметы XVII–XX веков из собрания музея и частных коллекций, раскрывающие два особых мира – мужчины и женщины. В космогоническом плане эти начала составляли даосский символ инь-ян, обозначающий «единство противоположностей» – союз светлого, небесного, мужского и темного, земного, женского. В повседневной жизни с каждым из миров была связана своя сфера деятельности. Зритель узнает о «четырех благородных искусствах» и традиционных жанрах китайской живописи – шань-шуй и хуаняо, «четырех благородных символах» и «ста драгоценностях», свадебной обрядности и чайной церемонии, медитации и курении, одежде, аксессуарах и предметах быта, нэцкэ и окимоно.

В экспозиции предусмотрены интерактивные зоны для детей и взрослых.

К выставке подготовлена обширная образовательная программа.

www.museum.ru/N72443
Ваше мнение »»

»»Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Адрес:Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 23 (Генерал-губернаторский дворец), ул. Ленина, 3 (Врубелевский корпус)
Проезд:Все виды городского транспорта до ост. "Музей" (Генерал-губернаторский дворец), до ост. "Госпиталь" (Врубелевский корпус)
Телефоны:спр.: (3812) 24-15-64, 31-36-77; экс.бюро 20-00-47
URL:vrubel.ru/
EMail:vrubel_omsk@mail.ru, museum_vrubelorg@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 29.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru