|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Выставка «Отражения» в Калининградском историко-художественном музее
Противоречивый мистический образ Эрнста Теодора Амадея Гофмана снова напоминает о себе – приближается день рождения «чудного гения».
Великий сказочник родился в Кёнигсберге 24 января 1776 года. Этот город стал знаковым в судьбе Гофмана: здесь он получил образование в Альбертине, сделал свои первые шаги в живописи, музыке и литературе. Любопытно, что дом на Французской улице, в котором писатель провел первые годы жизни, располагался неподалеку от нынешнего здания Калининградского историко-художественного музея.
В затягивающие спирали историй Э.Т.А. Гофмана так легко зайти, ожидая развлечений от его фантазий, – и заблудиться. Произведения кёнигсбергского романтика, равно как и его жизнь, – сложный зеркальный лабиринт, возведённый вокруг собственной души. Сперва – чтобы защитить свою особость от обывателей, а потом – чтобы потеряться в нём... В этой закрученной ловушке бьётся и ищет выхода душа одиночки. Она бродит бок о бок со своими отражениями, время от времени ошеломлённо отшатываясь от внезапно появляющегося двойника.
Неодолимое влечение к зеркальным поверхностям – яркая черта многих новелл Гофмана. Идея отражения, двойственности, переходит у него из произведения в произведение. В образной системе писателя все зеркала – волшебные. Они являются знаками появления ирреального и вводят мотив иллюзорности. Например, зеркальные окна кареты индийского мага в новелле «Принцесса Брамбилла». «Иной, поглядев в них, мгновенно решал, что он сам и сидит в этой роскошной карете, отчего приходил в неистовый восторг».
Зеркальные образы таят в себе опасность, которую некоторые персонажи Э.Т.А. Гофмана отчётливо осознают. В том же произведении придворные философы короля Офиоха «решительно советовали не смотреться в эту воду, ибо у человека, увидевшего себя и мир опрокинутым, легко может закружиться голова». Устами своих героев писатель предупреждал: «Берегитесь зеркал, которые так коварно лгут». Однако предостережения не действуют – противостоять этому искушению невозможно. Ведь именно отражение было тем первым средством, с помощью которого человек увидел не только собственное тело, но и собственную душу.
Э.Т.А. Гофман продолжает занимать умы «представителей музыкальной половины человечества», вдохновлять художников, буквально обретя в их творениях вторую жизнь. В новой экспозиции сплелись воедино дерзкое творчество молодых дарований и зрелое мастерство опытных живописцев. www.museum.ru/N71962 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, города, региона · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |