МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Неразрушающие методы технологического исследования настенных росписей: история и перспективы развития

23 января 2019Москва
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

НИИ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

ОТДЕЛ ДРЕВНЕРУССКОГО И СОВРЕМЕННОГО ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА

Cеминар "Неразрушающие методы технологического исследования настенных росписей: история и перспективы развития"

23 января (среда) 2019 г. 15:00-16:00

Докладчики

Маслов Константин Ильич

Смирнов Юрий Вячеславович (Российский Новый Университет. Институт информационных систем и компьютерных технологий)

Семинар состоится в 8-ой аудитории НИИ Российской академии художеств по адресу: Москва, ул. Пречистенка, 21 (м. Кропоткинская или Парк культуры), телефон для справок 8- 985- 980- 85-48.

Вход свободный, без предварительной регистрации

Подробнее

Неразрушающие методы являются неотъемлемым элементом технологического исследования произведений искусства. Первые опыты изучения живописи в свете люминесценции, возбужденной ультрафиолетовым излучением и отраженном инфракрасном свете восходят к концу 1920-х – началу 1930-х годов - к работам фотоаналитической лаборатории Института археологической технологии в Ленинграде и физико-технологической лаборатории ЦГРМ (Центральных Государственных реставрационных мастерских) в Москве. Позже, после Великой Отечественной войны, вероятно, в 1950-е годы, нашел применение также метод исследования живописи в отраженном ультрафиолетовом свете, а в 1970-е – в свете инфракрасной люминесценции.

До 1960-го года в качестве детектора инфракрасного и ультрафиолетового излучений использовалась исключительно фотопленка, что было, однако, крайне неудобно, так как исследователям приходилось работать вслепую. В 1960-е годы этот технологический недостаток был преодолен посредством использования электронно-оптических преобразователей, ЭОП. Позже, в 1970-х годах, для исследования живописи в отраженном инфракрасном свете был разработан метод инфракрасной рефлектографии, основанный на применении замкнутых телевизионных систем.

С 1960-х годов неразрушающие методы используются для технологического исследования не только станковой, но и настенной живописи. Первым подобным исследованием стало исследование В.В. Филатова в 1964 году росписей Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира. С 1966 года, в течении двух десятилетий, исследования фресок грузинских храмов с использованием различных неразрушающих методов, включая метод электроноэмиссионной рентгенографии, проводил сотрудник Института истории искусства Грузинской ССР И.Н. Гильгендорф. В 1970-х-1980-х годах большая работа по исследованию стенописей храмов Новгорода Великого была выполнена зав. Лабораторией физико-химических исследований ВЦНИЛКР Ю.И. Гренбергом. Им же были написаны разделы, посвященные неразрушающим методам, в изданных в 1976 и 1987 годах учебных пособиях для студентов художественных учебных заведений.

Зимой 1971-1972 года в Венеции, в церкви Григория Великого, для выявления участков, на которых наблюдалось отставание красочного слоя от штукатурной основы, был использован лазер, источник когерентного излучения. Эта работа открыла новый этап в развитии неразрушающих методов, характеризующихся существенно большими исследовательскими возможностями, чем методы 1960-1970-х годов. Сегодня разрабатываются технологии, основанные на использовании лазерной техники, цифровых технологий и методов спектрального анализа, которые позволят, как уверены исследователи, определять природу материалов и внутреннюю структуру настенных росписей, особенности их разрушений, а также осуществлять мониторинг их состояния. Среди наиболее перспективных современных технологий следует назвать технологии лазерного 3D сканирования, построения гиперспектральных флуоресцентных изображений исследуемых росписей и зондирования электромагнитными волнами терагерцевого диапазона; последняя технология может быть с успехом применена не только для изучения настенной живописи, но и станковой. Следует, вместе с тем, заметить, что, хотя эффективность этих технологий в результате ряда работ вполне убедительно доказана, остается пока неясным в какой степени они смогут заменить исследования, требующие отбора проб.

www.museum.ru/N71890
Ваше мнение »»

»»НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, д. 21
Телефоны:(495) 637-4291
EMail:nii-arts@yandex.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: конференции, для профессионалов


 
новости и события: 29.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru