МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Неразрушающие методы технологического исследования настенных росписей: история и перспективы развития

23 января 2019Москва
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

НИИ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

ОТДЕЛ ДРЕВНЕРУССКОГО И СОВРЕМЕННОГО ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА

Cеминар "Неразрушающие методы технологического исследования настенных росписей: история и перспективы развития"

23 января (среда) 2019 г. 15:00-16:00

Докладчики

Маслов Константин Ильич

Смирнов Юрий Вячеславович (Российский Новый Университет. Институт информационных систем и компьютерных технологий)

Семинар состоится в 8-ой аудитории НИИ Российской академии художеств по адресу: Москва, ул. Пречистенка, 21 (м. Кропоткинская или Парк культуры), телефон для справок 8- 985- 980- 85-48.

Вход свободный, без предварительной регистрации

Подробнее

Неразрушающие методы являются неотъемлемым элементом технологического исследования произведений искусства. Первые опыты изучения живописи в свете люминесценции, возбужденной ультрафиолетовым излучением и отраженном инфракрасном свете восходят к концу 1920-х – началу 1930-х годов - к работам фотоаналитической лаборатории Института археологической технологии в Ленинграде и физико-технологической лаборатории ЦГРМ (Центральных Государственных реставрационных мастерских) в Москве. Позже, после Великой Отечественной войны, вероятно, в 1950-е годы, нашел применение также метод исследования живописи в отраженном ультрафиолетовом свете, а в 1970-е – в свете инфракрасной люминесценции.

До 1960-го года в качестве детектора инфракрасного и ультрафиолетового излучений использовалась исключительно фотопленка, что было, однако, крайне неудобно, так как исследователям приходилось работать вслепую. В 1960-е годы этот технологический недостаток был преодолен посредством использования электронно-оптических преобразователей, ЭОП. Позже, в 1970-х годах, для исследования живописи в отраженном инфракрасном свете был разработан метод инфракрасной рефлектографии, основанный на применении замкнутых телевизионных систем.

С 1960-х годов неразрушающие методы используются для технологического исследования не только станковой, но и настенной живописи. Первым подобным исследованием стало исследование В.В. Филатова в 1964 году росписей Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира. С 1966 года, в течении двух десятилетий, исследования фресок грузинских храмов с использованием различных неразрушающих методов, включая метод электроноэмиссионной рентгенографии, проводил сотрудник Института истории искусства Грузинской ССР И.Н. Гильгендорф. В 1970-х-1980-х годах большая работа по исследованию стенописей храмов Новгорода Великого была выполнена зав. Лабораторией физико-химических исследований ВЦНИЛКР Ю.И. Гренбергом. Им же были написаны разделы, посвященные неразрушающим методам, в изданных в 1976 и 1987 годах учебных пособиях для студентов художественных учебных заведений.

Зимой 1971-1972 года в Венеции, в церкви Григория Великого, для выявления участков, на которых наблюдалось отставание красочного слоя от штукатурной основы, был использован лазер, источник когерентного излучения. Эта работа открыла новый этап в развитии неразрушающих методов, характеризующихся существенно большими исследовательскими возможностями, чем методы 1960-1970-х годов. Сегодня разрабатываются технологии, основанные на использовании лазерной техники, цифровых технологий и методов спектрального анализа, которые позволят, как уверены исследователи, определять природу материалов и внутреннюю структуру настенных росписей, особенности их разрушений, а также осуществлять мониторинг их состояния. Среди наиболее перспективных современных технологий следует назвать технологии лазерного 3D сканирования, построения гиперспектральных флуоресцентных изображений исследуемых росписей и зондирования электромагнитными волнами терагерцевого диапазона; последняя технология может быть с успехом применена не только для изучения настенной живописи, но и станковой. Следует, вместе с тем, заметить, что, хотя эффективность этих технологий в результате ряда работ вполне убедительно доказана, остается пока неясным в какой степени они смогут заменить исследования, требующие отбора проб.

www.museum.ru/N71890
Ваше мнение »»

»»НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, д. 21
Телефоны:(495) 637-4291
EMail:nii-arts@yandex.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: конференции, для профессионалов


 
новости и события: 17.02.2020
 x    ?  

Ежегодные Фединские чтения в Государственном музее К.А. Федина

Мультимедийная экспозиция Дома русского зарубежья вышла в финал премии Inavation Awards 2020

Круглый стол на тему: "Эрнст Неизвестный и "оттепель" как историко-культурное явление ХХ века"

IV конкурс методических работ

Впервые Музей-усадьба "Архангельское" вошёл в шорт-лист VIII Ежегодной премии The Art Newspaper Russia

Однодневный пленэр «#Всевкоростынь» в деревне Коростынь Новгородской области

IX Пастернаковские чтения «160/130 Рифмы жизни». Конференция к юбилеям А.П. Чехова и Б.Л. Пастернака

Грантовый конкурс музейных инклюзивных программ для детей с особенностями ментального развития

Презентация книги "Архитектурный атлас Гатчины до 1917 года"

Вышел в свет научный каталог дальневосточного металла из собрания Музея-заповедника «Царское Село»

«Павловск – моя жизнь…». Творческий вечер-встреча с Людмилой Коваль

Фонд Потанина открыл прием заявок на участие в конкурсе "Музейный волонтер"

Стажировка «Проектирование музейных экспозиций исторического профиля»

Круглый стол и презентация книги Тимофея Смирнова «Фотореализм в России. Смотреть и видеть»

VI Международная научная конференция «География искусства»

Открыт приём заявок на конференцию «Болдинские чтения» - 2020

Открыт прием заявок на очередной цикл конкурса "Музейный десант"

Проекты и события Бахрушинского музея в новом сезоне 2020 года

«Царское Село» в 2019-м. Главное

Общество, государство, личность. Международные XLIV Добролюбовские чтения в Нижнем Новгороде

XVI Всероссийская конференция "Каргополье с древнейших времен: история и культура" в Каргополе

VII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в XXI веке»

XXIII Чеховские чтения в Литературно-художественном музее книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»

Девятые шёгреновские чтения в Российском этнографическом музее

XXIII Докучаевские молодежные чтения «Почва в условиях глобального изменения климата»

Фонд Потанина объявил старт грантового конкурса для музейных организаций "Музей 4.0"

Научная конференция «Трансформация старого и поиски нового в культуре и искусстве 90-х годов XX века»

XVIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Выставка-конкурс "Искусство трехмерной графики"

Молодежная конференция «Точка бифуркации»

Международная конференция "Художественный металл в России и Европе в XVIII - XXI веках"

Хрустальные звоны - 2020. Информационное письмо

Научная конференция "История страны в судьбах узников соловецких лагерей"

Конференция «Николай Васильевич Глоба и российское художественно-промышленное образование»

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru