МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка произведений Ирины Старженецкой и Анатолия Комелина. Живопись, скульптура

c 27 ноября по 16 декабря 2018Москва
Время проведения: 27 ноября - 16 декабря 2018 года

Российская академия художеств представляет выставку произведений академика Российской академии художеств, Лауреата Государственной премии Ирины Старженецкой и почетного члена РАХ Анатолия Комелина «Знаки бытия».

Зрителю предстоит новая встреча с произведениями знаменитого художественного дуэта. В самом названии выставки заключены не только ее концепция, но и своего рода характеристика природы творчества известных российских авторов. Исследователи отмечают способность мастеров отрешиться от всего земного и видеть мир как бы сверху, улавливая ту гармонию всего сущего, которая в повседневной жизни обычного человека распадается на множество малозначимых эпизодов. Неразгаданность, тайна, сочетание глубоко национального видения мира с общечеловеческой общностью проблематики, близости к заветам древних мастеров - с отзывчивостью на любовь и боль современности – все это в равной мере можно отнести к живописным работам И.Старженецкой и скульптуре А.Комелина. «Выразить хотя бы малую часть того, что больше тебя». В этом видят они предназначение искусства, которое рождается в бесконечном пространстве между Творцом и Творением, в котором живет художник и его произведение. Экспозиция выставки, представляя работы последних лет, расставляет главные смысловые акценты их многолетнего творчества.

Ирина Старженецкая принадлежит плеяде художников рубежа 1960-х – 1970-х годов, внесших в отечественное искусство новое мироощущение, новую стилистику. В 1968 году она окончила Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова, где училась у таких крупных мастеров, как А.Грицай, Д.Жилинский, С.Шильников. В течение многих лет оформляла спектакли в музыкальных театрах страны, но всегда оставалась верна живописи, стремясь ее средствами выразить свои чувства, «сказать о том, о чём словами не скажешь», что с годами сформировало ее неповторимый стиль. Поражающий пластической свободой, мощью живописной стихии, он явился результатом не только врождённого художнического дара, но и следствием её незаурядного интеллекта.

«Её живопись изначально метафорична, и оценивать её следовало бы исключительно категориями поэтики» – отмечает искусствовед М.Лазарев. Цвет всегда являлся для Старженецкой основой ее изобразительной речи. Его тайны она постигала во все периоды своего творчества. Будучи по природе человеком музыкально одарённым, она и цвет воспринимает как зримую музыку, как взаимосвязи и взаимодействия жизни, пытаясь перевести слуховые ощущения в зрительные, используя, прежде всего, не столько изобразительные, сколько выразительные возможности цвета, от радужных сочетаний до откровенно чёрного, в зависимости от замысла.

Отдавая в разное время дань определенным жанрам – портрету в 1970-80-е годы, изображению цветов – в 2000-е, пейзажу И. Старженецкая не предпочитает ни один из них, следуя, в первую очередь стремлению передать состояние, чувство - боль, страдание, любовь, радость… Предельно укрупняя план, она создает на холсте композиции, достигая в них подлинного напряжения и драматизма, а все, что изображено в ее работах - человеческая фигура, птица, дерево, река, облако приобретают характер знака, вечного элемента жизни.

На выставке представлены работы, объединенные автором в обширные серии, определяющие географию ее путешествий, духовные и художественные приоритеты: «Греция», «Сирия», Евангельский цикл, «Таруса» и др. Воплощая в красках реальные впечатления, образы, созданные ее воображением, Старженецкая создает свою уникальную художественную историю мира, вовлекая и зрителя в увлекательное странствие.

Анатолий Комелин (род. 1953) - один из наиболее ярких и самобытных современных скульпторов. Любимый материал скульптора – дерево, Он работает также с камнем, металлом, другими твердыми материалами. Избегая детализации, мастер демонстрирует силу и выразительность пластического минимализма.

Родом из Марийского края, Комелин с детства проявлял способность мастерить своими руками. В 1976 г. окончил Пензенское художественном училище имени К.А.Савицкого, получив глубокое профессиональное образование. С 1981 г. живет в Москве. На протяжении нескольких десятилетий А.Комелин работает как в станковом искусстве, экспериментируя в произведениях деревянной пластики и вольных композициях-конструкциях, так и в искусстве монументальном, создавая для православных храмов каменные рельефы, иконостасы, поклонные кресты.

Движение от предметных форм к условно абстрактным, всё более простым и лаконичным, позволяет ему выразить ёмкие, вечные смыслы и сюжеты. Дерево, камень, другие материалы и случайные предметы в руках мастера превращаются в уникальные произведения искусства. В своей работе Комелин не столько трансформирует натуру, сколько обнажает ее сущностные свойства. В таких крупноформатных объектах как «Воскрешение Лазаря» или станковых «Бесогон», «Театр военных действий» скульптор решает проблемы пространства, работая в условной манере, с известной долей иронии и веселой изобретательности. Создавая церковные произведения, он чрезвычайно строг к детали, тщательности исполнения, архитектонике пространственных построений, гармонии части и целого. На выставке представлены композиции из камня на библейские сюжеты: «Преображение», «Благовещение, «Сретение», «Крещение» и др.

Большинство работ художников созданы в Тарусе, где они подолгу живут в своем доме, ставшем их второй мастерской. С 1989 году Ирина Старженецкая и её муж, Анатолий Комелин, участвовали в создании внутреннего убранства церкви Воскресения Христова в Тарусе, завершенном в 1998 году. Старженецкая выполнила живописную часть иконостаса, роспись стен и мозаики, Комелин — работы по дереву и камню. Они также принимала участие в украшении храма Малого Вознесения на Б.Никитской улице в Москве. Эта работа стала важнейшим этапом в творчестве художников. Она была связана, прежде всего, с изучением исторического опыта церковной живописи, познанием сложнейшей проблематики православных канонов. Полученное знание позволило им расширить диапазон своих творческих поисков за границы видимого, в сферу чисто духовного бытия. Поэтому произведения последних лет, независимо от сюжета и жанра, воспринимаются как многомерный символ какой-то части мироздания.

Произведения художников находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства и других крупнейших музеев нашей страны и за рубежом, а также во многих частных коллекциях. И.Старженецкая и А.Комелин награждены медалью Русской Православной церкви Преподобного Сергия Радонежского I степени, удостоены золотых медалей Российской академии художеств.

www.museum.ru/N71565
Ваше мнение »»

»»Выставочные залы Российской академии художеств
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 21
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход на Гоголевский бульвар, тролл. № 15, авт. №№ 5, 15 до ост. "Академия художеств"
Телефоны:(495) 637-4150, 637-4771
URL:rah.ru/
EMail:kanz@rah.ru, rah1757@yandex.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 23.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru