МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Стражи времени. Керамическая скульптура Древнего Китая

c 6 декабря 2018 по 10 февраля 2019Москва
ГМИИ им. А.С. Пушкина к окончанию 2018 года представляет выставку керамической скульптуры Древнего Китая "Стражи времени". Выставка включает редкие предметы - фигурки животных-символов китайского календаря, относящиеся к периоду с II в. до н. э. до XVII в. н. э.

Название выставки связано с традиционным китайским календарным циклом, который популярен во всем мире. Он делится на пять двенадцатилетних периодов. У каждого года есть животное-символ: Мышь, Бык, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака, Свинья. Сутки также разделяются на двенадцать промежутков - "стражей", которые находятся под покровительством этих же животных-символов.

Традиционные ритуальные керамические скульптуры собак, свиней, кабанов и композиции из 12 животных-символов китайского календаря относятся ко времени правления в Китае династий Хань, Тан и Мин. Подобные ритуальные скульптуры редко выставляются в России, поэтому, безусловно, вызовут интерес и расширят представления российского зрителя об искусстве Дальнего Востока.

По Восточному лунно-солнечному традиционному календарю, принятому в Китае и некоторых других странах, 2018 год - это год Собаки. В Поднебесной 16 февраля год Земляной Желтой Собаки сменил год Огненной Красной Курицы, а ему на смену 5 февраля 2019 года придет год Земляной Желтой Свиньи. Именно поэтому на выставке экспонируются в основном скульптуры собак и несколько фигур кабанов и свиней.

Археологические открытия в Китае дают нам богатый художественный материал, иллюстрирующий традиционную жизнь и быт китайцев с древнейших времен. Вера в существование жизни после смерти, культ предков, породили представление о том, что человека в ином мире должны сопровождать предметы, окружавшие его при жизни.

Уже в 3-2 тысячелетиях до н. э. постепенно формируются условные ритуалы и основополагающий для китайской традиции культ почитания предков. Китайцы считали, что души людей - бессмертны. Потомки, остающиеся на земле, должны прославлять предков своими деяниями. --- С древности в захоронения помещали большое количество сакральных предметов, многие из которых сохранились до наших дней: в основном, это изделия из долговечных материалов - бронзы и нефрита, которые считались священными, а также из керамики.

К середине 1 тысячелетия до н. э. китайцы перестали приносить в жертву предкам людей и животных. Их стали заменять на созданные из керамики, дерева и других материалов предметы, получившие название минци - "яркие вещи", "модели". Ремесленники изготавливали модели людей, животных, бытовых вещей, обмундирования и т.д. Самым ярким примером реализации этих представлений является захоронение императора Шихуана (правил в 221-210 до н.э.) династии Цинь (221-207 до н.э.). Постройка этого комплекса, воссоздание и устройство в нем модели мироздания - неба со светилами, земли с садами, деревьями и реками из ртути, дворцов с охранными механизмами и многими другими деталями - описана в "Исторических записках" Сыма Цяня (ок.146-86 до н.э.) - знаменитого историографа династии Западная Хань (206 до н.э.-9 н.э.). Сыма Цянь упоминал в частности о том, что Цинь Шихуан был похоронен с войском. Это казалось вымыслом, гиперболой. Однако, после открытия в 1974 году частей комплекса, в которых уже сейчас раскопано несколько тысяч керамических фигур солдат в человеческий рост, лошадей; а также двух повозок со скульптурами возничих и четверок лошадей из бронзы; и множества других изделий, - то есть после обнаружения "вечной армии" нет сомнений, что описание Сыма Цянь соответствует действительности. Больше никогда в китайской истории подобное воссоздание не имело такого размаха, но традиция сохранялась в упрощенном виде. Скульптуры людей, фигурки животных, модели построек, утварь продолжали делать из металла, лака, дерева и глины, в зависимости от достатка заказчика, но они стали значительно меньше.

Необходимость создания в большом количестве скульптур для алтарей и ритуальных целей привела к развитию ремесел. Многие новые техники применялись именно при изготовлении минци: использование цветных глин, форм, оттисков; специальная обработка поверхностей керамических изделий, применение разных температур обжига, использование однотонной и цветных низкотемпературных глазурей.

Среди ритуальных статуэток особое место занимают фигурки с изображением животных: лошадей, собак, свиней, птиц и других существ, а также животных-символов календарного двенадцатилетнего цикла. Например, скульптуры собак были обнаружены уже в захоронениях неолитического времени. Их помещали рядом с владельцами, обычно в ногах, иногда рядом или под телом хозяина. Судя по найденным артефактам, такие фигурки-символы высоко ценили.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: "Российский зритель традиционно с большим вниманием относится к искусству стран Дальнего Востока и особенно к богатой своими традициями многовековой культуре Китая. Без сомнения, много нового и интересного можно почерпнуть на камерной, но глубокой по смыслу и изящной по форме выставке. Работы подкупают мастерским владением техникой формовки и лепки, цветной росписи и полихромной глазури, и в то же время они отражают живой интерес китайских художников к окружающему миру, их наблюдательность и способность подмечать детали, завораживающие современного зрителя своей остротой и выразительностью. Демонстрируемые произведения, а их около сорока, принадлежат нескольким московским коллекционерам, которые во многом инициировали проведение данной выставки".

Кураторы выставки: Мария Меньшикова, старший научный сотрудник, хранитель коллекции китайского прикладного искусства отдела Востока Государственного Эрмитажа; Кира Вязовикина, старший научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина.

УЧАСТНИКИ ВЫСТАВКИ: Государственный музей искусства народов Востока, частные собрания Кирилла Данелия, Михаила Алдушенко, Кати Аршавской, Алексея Голубовича, Александры Ивановой, Натальи Лебедевой

www.museum.ru/N71544
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-95-78, 609-95-20
URL:pushkinmuseum.art/
EMail:finearts@arts-museum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 28.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru