МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Поэтика рубежей. Эстонское искусство 1918-2018

c 22 ноября 2018 по 27 января 2019Москва
Государственная Третьяковская галерея совместно с Художественным музеем Эстонии (Таллин) открывает в Москве крупную выставку эстонского изобразительного искусства из фондов обоих музеев, а также из частных коллекций.

Проект организован в рамках программы культурных мероприятий «Эстонская Республика — 100». Выставка включает произведения, созданные в течение прошедшего столетия: наряду с работами мастеров советского периода в экспозиции демонстрируются живопись, графика, скульптура ключевых представителей эстонского модернизма довоенного периода и работы эстонских художников XXI века. Это первый опыт сотрудничества ведущих музеев национального изобразительного искусства двух стран.

Коллекция эстонского искусства в Третьяковской галерее является самой крупной в России. Начало ее формирования относится к 1946 году, когда для Музейного фонда СССР государство стало активно приобретать работы эстонских художников. Наиболее значительное пополнение коллекции состоялось в 1986 году благодаря слиянию двух крупнейших собраний — Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи СССР, располагавшейся в недавно построенном здании на Крымском Валу, — в единый музейный комплекс. Настоящая выставка — первый масштабный показ этой коллекции. Объединенные в экспозиции произведения из музейных и частных собраний обеих стран дополняют друг друга и обогащают представление об истории развития национального искусства.

После 1918–1920 годов, этапа обретения Эстонией независимости, в культуре страны сложилась благодатная ситуация — стали возникать многочисленные художественные объединения и активизировалась выставочная жизнь. Наиболее яркие творческие силы сплотились вокруг «Группы эстонских художников» (Eesti Kunstnikkude Ruhm) — первой в Эстонии, посвятившей свою деятельность авангарду. Произведения членов этой группы Арнольда Акберга, Пеэта Арена, Александера Кримса и Феликса Ранделя знакомят зрителя с авангардистским экспериментом 1920-х годов, охватившим также литературное и театральное сообщество Эстонии.

Важное место на выставке принадлежит тартускому объединению «Паллас», сыгравшему значительную роль в становлении национального самосознания и культуры Эстонии. Помимо художников, в «Паллас» входили писатели, архитекторы, искусствоведы и меценаты. В 1919 году стараниями этого объединения была открыта художественная школа «Паллас», которая стала первым в Эстонии учебным заведением, дававшим профессиональное образование в области изобразительного искусства.

Сильной стороной школы «Паллас» было необычайное разнообразие тем и художественных приемов. Ее яркими представителями являются живописцы — воспитанники школы: Эльмар Китс, Валериан Лойк, Рихард Сагритс и Рихард Уутмаа.

Из фондов Третьяковской галереи в экспозиции представлены произведения 1970–1980-х годов — пожалуй, одного из самых значительных и ярких периодов развития эстонского искусства. Это живописные полотна и графические листы таких авторов, как Малле Лейс, Рейн Таммик, Марью Мутсу, Велло Винн, Николай Кормашов, Юри Пальм, художников-супругов Айли и Тоомас Винт.

Разнообразие индивидуальностей художников, вступивших в XXI столетие со всем максимализмом и категоричностью молодости, демонстрируют работы из эстонских музеев и частных коллекций. Творчество художников-постконцептуалистов не укладывается в строгие схемы, но объединено стремлением к пересмотру традиций и конструированию иных художественных реальностей. Новое поколение эстонского искусства на выставке представляют Анна Шкоденко, Эне-Лийс Семпер, Ану Пыдер, Марге Монко, Денеш Фаркаш.

Экспозиция включает пять разделов, отражающих важнейшие тенденции и темы в искусстве Эстонии. В разделе «Классика» творчество одного из патриархов эстонского искусства Эдуарда Вийральта (1898–1954), повлиявшего на несколько поколений эстонских художников-графиков, экспонируется в диалоге с фотосерией «Не выходя из помещения» современного фотохудожника Кристы Мёльдер (род. 1972). Понятие «классика» рассматривается через тему и язык архива. Взаимодействие произведений мастеров разных поколений преобразует атмосферу выставочного зала, превращая его почти в сакральное, архивное пространство, наполненное множеством смыслов.

Море как символ и определяющий элемент географического пространства Эстонии является важнейшей темой в местном искусстве. Раздел «Маринистика, символ региона» представляет ее в разнообразии визуальных языков — от работ довоенного периода, трактующих взаимоотношения человека и природы в поэтическом ключе, до экспрессионистических решений, а также произведений послевоенной маринистики, выполненных в духе соцреализма. Современную трактовку морской тематики демонстрирует инсталляция Анны Шкоденко (род. 1986) «Кино темницы», состоящая из 12 черно-белых композиций, выполненных маслом на алюминиевых пластинах.

Раздел «Здесь и там» демонстрирует, как художники разных эпох выражали свои воззрения мнения о человеке и окружающем мире. Тему открывают представители кубизма и конструктивизма 1920-х годов — Арнольд Акберг (1894-1984), Александер Кримс (1893–1947) и Феликс Рандель (1901–1977), которые разрабатывали тему присутствия-отсутствия человека в городском пространстве. Искусство 1960-х годов рассматривается на примере группы художников «ANK ’64», которые известны, подчеркнуто романтическим образным языком, богатым деталями и символами. Влияние гиперреалистов в эстонском искусстве начинается в середине 1970-х годов и становится важнейшим художественным методом изображения окружающей среды. Представленные на выставке работы Андо Кесккюла (1950?2008) и Рейна Таммика (род. 1947) являют собой два течения местного гиперреализма: Кесккюла — это метадокументальная репрезентация заброшенной среды, а Таммик — постановочный фотореализм.

В разделе «Учитель и ученик» сопоставляется творчество двух легендарных художников — Эльмара Китса (1913–1972) и Юло Соостера (1924–1970). Это попытка исследовать новаторство в искусстве на примере работ учителя и ученика. И Китса, и Соостера можно рассматривать в качестве примера деятельности как в рамках советского художественного канона, так и вне его.

Раздел «Женщины-художницы: Малле Лейс, Ану Пыдер, Эне-Лийс Семпер, Марге Монко» — дает обобщение наиболее важных моментов развития «женского искусства» в современной Эстонии. Изобилующий символами образный язык Малле Лейс (1940–2017) вступает в дискуссию с традиционной репрезентацией женщины, одновременно подчеркивая и отрицая женские стереотипы. В работах Ану Пыдер (1947–2013) видно стремление художницы передать сложные психологические состояния, что обусловило поиск новых изобразительных средств, а также использование нетрадиционных материалов. Работа «WOW / Женщины всего мира, поднимите правую руку!» Марге Монко (род. 1976), синтезирующая инсталляцию и 3D-анимацию, рассказывает о вожделении и способах его конструирования на примере рекламных кампаний ювелирной фирмы. Из видеографии Эне-Лийс Семпер (род. 1969) — автора видео и перформансов, сценографа — для выставки была выбрана работа «Вылизанная комната», которая входила в экспозицию павильона Эстонии на 49-й Венецианской биеннале 2001 года.

Выставка «Поэтика рубежей…» позволяет достаточно полно представить сложный, противоречивый и наполненный интересными творческими открытиями и решениями этап художественной жизни и культуры Эстонии ХХ и начала XXI столетия.

Выставка проходит в Новой Третьяковке, Москва, Крымский Вал, 10, залы 80–82

www.museum.ru/N71466
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
URL:tretyakovgallery.ru/
EMail:tretyakov@tretyakov.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 28.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru