|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Выставка «Россия глазами иноземцев» в Музее истории религии
Чужие страны, обычаи, традиции, верования других народов всегда вызывают живой интерес. Чем дальше располагается страна, чем отличнее от привычных норм жизненный уклад ее народа, тем больше небылиц, тем крепче стереотипы в представлениях о ней. Таинственная Московия издавна вызывала любопытство Западной Европы, тема России стала популярной уже в XV - XVII вв. Выставка позволит взглянуть на некоторые особенности российской жизни глазами иностранца в исторической ретроспективе.
Попадавшие в Россию иностранцы - участники посольств, купцы, ремесленники, авантюристы оставляли записки, мемуары, письма, в которых фиксировали исторические события, различные стороны политического и бытового укладов Московии. Особый интерес на Западе вызывали описания, содержащие географические сведения, сопровождавшиеся картами, гравюрами с видами русских городов, изображениями “диких московитов”. В XVII – XIX вв. неоднократно переиздавались «Записки о московитских делах», «Колумба Московии» Сигизмунда Герберштейна, «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию» Адама Олеария и т.д.
Реформы Петра I, усиление значения России на политической карте Европы, расширение международных контактов увеличили поток чужестранцев в страну. Среди широкого круга специалистов, приезжавших в Россию, были также, художники и граверы. Создававшиеся ими, а затем их русскими учениками топографические виды Москвы, Петербурга, их окрестностей, изображения битв, портреты царствующих особ попадали в Европу, правда, в очень ограниченном количестве. Россия по-прежнему оставалась далекой и загадочной страной. В 1750 – 1770-х гг., следуя желаниям покупателей, западные издатели, в Англии, Франции, Германии включали в альбомы с видами городов мира и виды Петербурга – копии русских гравюр или фантастические, не имевшие ничего общего с действительностью изображения.
Во второй половине XVIII столетия, с постепенным развитием в Западной Европе такого явления, как свободные путешествия, не связанные с коммерческими, научными или политическими целями, в России появляются “туристы”, путешествующие для собственного удовольствия. Посещавшие Россию в конце XVIII – первой трети XIX вв. иностранные художники делали многочисленные зарисовки сцен быта, облика русских крестьян и ремесленников, зачастую экзотичных для европейского глаза. По возвращении на родину они на основе своих набросков выполняли серии гравюр. Эти сборники, создававшиеся с расчетом в первую очередь на западноевропейского потребителя, нередко сопровождались этнографическими комментариями. Альбомы пользовались огромной популярностью, гравюры копировались художниками, никогда не бывавшими в России. В начале XIX в. после наполеоновских войн и событий Отечественной войны 1812-1814 гг., русская тема получила дополнительный импульс развития. Наравне с альбомами “русских типов” растет количество серий “живописных путешествий”, в которых западноевропейские художники запечатлевали не только виды обеих столиц, но и виды других городов Российской империи.
На выставке будут представлены графические произведения западноевропейских мастеров из коллекции Государственного музея истории религии. Это работы художников, живших и трудившихся в России, (т.н. «россика»), произведения художников посетивших Россию на краткое время, а также графические листы мастеров, никогда не бывавших в далекой Московии: портреты, аллегорические композиции, листы из коронационных альбомов, виды городов России, гравюры, посвященные отдельным событиям русской истории, листы серий, изображающих обычаи и типы русского народа конца XVII – сер. XIX вв. Большинство произведений экспонируется впервые. www.museum.ru/N71039 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: исторические, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |