МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Федор Семенов-Амурский. В садах моего воображения. Живопись, графика, рукописи

c 20 декабря 2017 по 4 февраля 2018Москва
20 декабря в Мультимедиа Арт Музее, Москва открывается выставка "Федор Семенов-Амурский. В садах моего воображения".

Федор Васильевич Семенов-Амурский родился в Благовещенске, учился в Благовещенском Художественно-промышленном училище, а затем перебрался в Москву и поступил во ВХУТЕМАС, где в то время еще сохранялись традиции пред- и постреволюционного авангарда. В молодости он был увлечен и очарован французской живописью, с которой познакомился в Музее нового западного искусства. Досконально изучив творчество художников парижской школы, а также русских художников начала ХХ века, Семенов-Амурский включил их идеи и язык в свою собственную художественную концепцию. Сам он говорил о себе: «я — художник, ставший на плечи своих предшественников», и любил повторять, что «художник должен соединять мудрость Сезанна, эмоциональность Ван Гога и наивность Анри Руссо».

В начале 1930-х в стране произошел «великий перелом»: установка на «социалистический реализм» распространилась на все сферы культуры. Многочисленные художественные группировки были объединены в Союз советских художников, членом которого стал и Семенов-Амурский, незаметно и пассивно пребывая в нем до самой смерти и зарабатывая на жизнь ретушированием фотографий для Большой советской энциклопедии. Искусство Семенова-Амурского не было востребовано советской художественной системой: его первая скромная выставка состоялась лишь в 1967 году в Институте физических проблем Академии наук СССР благодаря усилиям Петра Капицы, вторая и последняя прижизненная выставка — в 1976-м, в Центральном Доме работников искусств.

Не желая идти ни на эстетические, ни на содержательные компромиссы с советской властью, Семенов-Амурский выбрал эскапизм и жизнь в собственном мире, где царили его любимые французы: Сезанн, Ван Гог, Дени, Дюфи, Боннар… Записные книжки, представленные на выставке, стали для художника своеобразной творческой лабораторией: в них он рассуждал о технике живописи, делал выписки из трудов философов, художников и писателей, размышлял о природе искусства. «Я люблю гулять в садах моего воображения», — говорил Семенов-Амурский о процессе своего творчества, заполнявшего и пронизывавшего всю его жизнь. «…На этот раз работай, не переутомляя себя; но эти постоянные дискуссии об искусстве, показ своих и просмотр работ других художников, могут вытопить последний твой жирок и превратить тебя в мощи святого Феодора», — писала ему жена Елизавета Измайловна Елисеева в 1970 году. Отвергнутый официальной советской системой, Семенов-Амурский искал опору в старом романтическом противопоставлении художника и толпы, или общественного вкуса — чему посвящены многие его собственные записи и выписки из биографий и текстов других художников. «Чем возвышеннее художник, тем меньше у него зрителей», — говорил он. Не став диссидентом и держась в стороне от всего, что бы хоть как-то касалось политики, в 1967 году он, тем не менее, выписывает себе следующий комментарий из книги отзывов на выставке «50 лет советской власти»: «Неужели у нас нет художников настоящих, которые могут обойтись без шаблона, без демагогии и без цензуры, которые живут человеческими чувствами, а не заповедями коммунистической религии?» Семенов-Амурский не был поклонником беспредметной живописи. «Я люблю реальность», — говорил он. За небольшим исключением, его работы фигуративны: всадники, цветы, лица, маски, скульптуры, натюрморты, ландшафты, групповые композиции. При этом реальность Федора Семенова-Амурского, называвшего себя «художником-идеализатором», волшебно преображалась, становясь возвышенной и романтической.

Условия жизни и стесненность в средствах диктовали технику и методы работы Семенова-Амурского. Большую часть жизни он провел в крошечной комнате в коммунальной квартире и писал на бумаге: она дешево стоила, не требовала подрамников и занимала минимум места. Габаритами комнаты был обусловлен и небольшой формат работ — не более половины листа чертежной бумаги. Всего за годы жизни Семенов-Амурский создал тысячи произведений, многократно их переписывал и часто уничтожал при «критическом отборе».

Зрителями его работ становились, в основном, друзья и знакомые — на редких домашних просмотрах с чаепитием и философскими беседами.

Сегодняшняя выставка стала возможна благодаря Игорю Шелковскому, художнику и издателю журнала о советском неофициальном искусстве «А—Я», выходившему в Париже в 1979—1986 годах. Знакомство Шелковского с Семеновым-Амурским состоялось в 1954 году, в Пушкинском музее, перед только что выставленной там картиной Матисса, которого советская идеология считала художником слишком формалистическим и потому держала в запасниках. Их дружба продлилась до самого отъезда Шелковского в Париж, в 1976 году. Они вместе стояли в очереди на выставки Пикассо (1956) и Фернана Леже (1963) в Пушкинском музее, ходили на легендарную американскую выставку в Сокольниках (1959). Благодаря этому знакомству в одном кругу общения в 1970-е годы объединились такие полярные, но одинаково «неофициальные» художники, как Семенов-Амурский и его ученики — Павел Ионов, Иван Смирнов, Григорий Громов, Александр Максимов, — и «молодежь»: Дмитрий Пригов, Ростислав Лебедев, Борис Орлов.

Уже после смерти Семенова-Амурского в 1980 году именно Игорь Шелковский организовал его первые выставки за рубежом, в Париже (1988 и 1992), изготовив для живописных работ скульптурные рамы, в которых эта живопись демонстрируется и сегодня и графический облик которых созвучен графическому оформлению рукописей самого Семенова-Амурского.

www.museum.ru/N68469
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00, 637-11-55
URL:www.mamm-mdf.ru/
EMail:info@mdf.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 09.12.2018
 x    ?  

Научная конференция «Кучумовские чтения» в Государственном музее-заповеднике "Павловск"

Всероссийская молодежная конференция "Коллоквиум молодых реставраторов ResCon-2019" в Казани

Конференция «Рябининские чтения – 2019»

Москвичи решили, как будут развиваться столичные музеи. Итоги краудсорсинг-проекта "Музеи Москвы"

Конкурс музейно-образовательных занятий и уроков «Наследие - детям»

Международная конференция "Рубцовские чтения - 2019" в Тотьме

Конференция «Музей в городе - Город в музее»

Конференция «Русский Север-2019. Проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия»

Чеховские чтения-2019 в Литературно-художественном музее книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»

Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма-2019" в Государственном Эрмитаже

XXIX-е Алпатовские чтения. «Садово-парковое искусство Востока и Запада. Диалог и формы идентичности»

IV Международный форум литературных музеев пройдет в Орле и Спасском-Лутовинове

Международная конференция «Римский-Корсаков – 175. Год за годом»

Русский музей. Начался прием работ на Девятый молодежный поэтический конкурс им. К.Р.

Проект "ИнтерАктивная История" для музеев Финляндии и Карелии

8-я практическая конференция «Музей в XXI веке»

Открыт прием заявок на очередной цикл конкурса «Музейный десант»

Конференция «Власть и общество в России: кризисы и пути взаимодействия. Конец XIX – начало XXI в.»

Международный научный журнал "Музей-памятник-наследие" приглашает к сотрудничеству

VII Московские Анциферовские чтения

Международная научная конференция «Мир исследователя». Прием заявок

II Международная научно-практическая конференция «Исторические Боткинские чтения»

XVII Санкт-Петербургские этнографические чтения «Вещь в трансляции этничности»

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru