МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Микеланджело Меризи да Караваджо. «Юноша с лютней». К завершению реставрации

c 10 декабря 2017 по 25 марта 2018Санкт-Петербург
10 декабря 2017 года в Аполлоновом зале Зимнего дворца начинает свою работу выставка «Микеланджело Меризи да Караваджо. Юноша с лютней. К завершению реставрации».

«Юноша с лютней» считается жемчужиной эрмитажной коллекции и является единственным произведением прославленного итальянского мастера в России. Представление картины после её реставрации – это исключительное событие не только для Эрмитажа, но и всего мирового художественного содружества.

Творчество Караваджо (1571–1610), впитавшее традиции северо-итальянского Возрождения, проникнутое глубоким гуманизмом, во многом определило пути развития искусства, оказало мощное воздействие на художников во всех областях Италии и Западной Европы. Караваджо считается родоначальником реалистического направления живописи итальянского барокко; эмоциональное, полное драматизма, его искусство отразило страстный, необузданный характер самого живописца. Условностям маньеризма, стиля конца XVI века, он противопоставил простоту и человечность.

Поворот к реальности, монументальность, особенная создающая поразительные эффекты света и цвета техника, живопись «alla prima» (без предварительного рисунка) – вызвали широкий резонанс в художественном мире. Творчество Караваджо не сразу нашло понимание у большинства официальных заказчиков и даже у собратьев по ремеслу.

Картина «Юноша с лютней» была создана в 1595-96 годах по заказу одного из утонченных ценителей изящных искусств, маркиза Винченцо Джустиниани. Музыкальная партия, частично воспроизведенная в нотной тетради, представляет четыре мадригала Якоба Аркадельта 1539 года.Приоткрытый рот юноши ясно дает понять, что перед нами не просто музыкант, а исполнитель песни под собственный аккомпанемент. Надпись “BASSUS” указывает на исполнение ее в басовом ключе.

Лютня воспроизводит архаический образец инструмента первой половины 16 века, а крестообразный орнамент на грифе скрипки – инициал имени Христа в греческой транскрипции, который часто встречается на инструментах кремонских мастеров.

Различные версии, кто именно изображен на картине, не находят достаточно веских аргументов.

На музыканте простая белая полотняная рубаха с глубоким вырезом, задрапированная на плечах, с очень широкими рукавами. На голове, вероятно, пышный парик, поддерживаемый светлой повязкой, концы которой свисают к левому плечу. Юношу можно принять за аркадского пастуха, безмятежно перебирающего струны лютни и напевающего слова любовной песни.

Цветы в букете, помещенные в сосуд прозрачного стекла, составляют изысканную цветовую гамму. Это ирисы, дамасская роза, гвоздика, жасмин, маргаритки, дикий дрок, тимьян, лепесткиперсика, апельсина, винограда – соответствуют концу весны – началу лета. Груши, инжир, слива, огурец, покрытые каплями росы, составляют плодовый натюрморт. Луч света, льющийся сверху справа, освещает фигуру, делая ее объемной, при этом оставляя остальные предметы в полутени.

Современный зритель, любуясь совершенством рисунка и чистотой форм, вдохновенным образом юного музыканта, великолепным натюрмортом, вряд ли увидит в этой «жанровой сцене» сложный подтекст. Исследователи толкуют аллегорический смысл картины неоднозначно. Одни интерпретируют его как «Vanitas» (суета сует, скоротечность жизни), или олицетворение эротического начала («homo erotic»), видят в нем религиозно-символическое содержание или изображение пяти чувств. Объединяющей идеей может служить истолкование образа «Лютниста» как символа любви и гармонии, мысль, высказанная Микеле Силосом в 1673 году, в стихах, посвященных картине.

Картина была привезена из Рима в Париж в 1808 году в составе коллекции князя Джустиниани, одного из самых богатых художественных собраний Западной Европы. Готовился аукцион, который состоялся в 1812 году. Однако «Юноша с лютней» уже в 1808 году была приобретена для императорской картинной галереи Эрмитажа и привезена в Санкт-Петербург.

Состояние сохранности картины в Эрмитаже всегда поддерживалось на должном уровне специалистами музея. Однако слои пожелтевшего лака и записи искажали авторский замысел.

«Юноша с лютней» поступил в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа в мае 2015 года. Реставрация картины сопровождалась подробным технико-технологическим исследованием с помощью современного высокоточного оборудования.

По итогам пробного раскрытия картины было установлено, что лаковое покрытие многослойное, разновременное и имеет достаточно толстую пленку. В нижних слоях лак был значительно пигментирован и лежал сгустками в углублениях фактурного слоя живописи. Выполненные пробные участки раскрытия у нижнего края картины на изображении мраморного стола и у верхнего края на фоне показали наличие точечных записей по мелким утратам и прописки по потертостям авторской живописи.

Следуя традиции эрмитажной школы реставрации, согласно которой стояла задача раскрыть картину таким образом, чтобы оставить тонкую пленку старого лака, было решено проводить работу послойно, постепенно утоньшая лаковое покрытие по всей поверхности. Удаление верхнего слоя лака выполнялось небольшими участками, начиная постепенное продвижение от краев к центру картины составом, состоящим из спирта и терпентина, с применением мягкой синтетической кисти при контроле с использованием УФ-лампы. Для сохранения общего визуального единства поверхности произведения раскрытие велось от темного к светлому.

После завершения раскрытия живописи от желтого лака, прописок и записей картина в значительной степени преобразилась, приблизившись к авторскому колористическому решению.

Краски стали чище, что позволяет оценить в полной мере поразительное качество живописи великого художника. Информация о некоторых авторских изменениях композиции, полученная при изучениирентгенограммы, дает основание предположить, что эрмитажный вариант картины является первым среди существующих на этот сюжет.

Реставрация картины осуществлена Виктором Анатольевичем Коробовым, заведующим Лабораторией научной реставрации станковой живописи Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа. Технико-технологические исследования проведены в Отделе научно-технологической экспертизы Государственного Эрмитажа Сергеем Владимировичем Хавриным; в Лаборатории научной реставрации станковой живописи Камиллой Бурхановной Калининой, Андреем Викторовичем Цветковым.

Куратор выставки – Татьяна Борисовна Бушмина, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

К выставке подготовлено научное издание «Микеланджело Меризи да Караваджо. Юноша с лютней. К завершению реставрации» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2017). Книга знакомит читателя с историей картины и особенностями реставрации, проведенн ой в 2015-2017 годах, сопровождавшейся подробным технико-технологическим исследованием с помощью современного высокоточного оборудования. Многочисленный иллюстративный материал и представленная макросъемка позволяют рассмотреть детали, невидимые невооруженным глазом, а фотографии шлифов пигментов, увеличенные в сотни раз, дают возможность лучше понять технику живописи Караваджо.

www.museum.ru/N68193
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
URL:hermitagemuseum.org/
EMail:cancery@hermitage.ru, excursof@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 29.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru