МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Третьяков.doc» в Мультимедиа Арт Музее, Москва

c 17 ноября 2017 по 4 февраля 2018Москва
Мультимедиа Арт Музей, Москва и Государственный музей В.В. Маяковского представляют выставку «Третьяков.doc», приуроченную к 125-летию со дня рождения Сергея Михайловича Третьякова (1892–1937). Выставка впервые познакомит зрителей с творчеством одного из самых заметных деятелей отечественной культурной жизни 1920-х – начала 1930-х годов. Писатель, поэт, драматург, сценарист, переводчик, теоретик литературы факта, он сотрудничал с ведущими мастерами того времени – В. Маяковским, Вс. Мейерхольдом, С. Эйзенштейном, А. Родченко, Б. Брехтом, Д. Хартфилдом.

Сергей Михайлович Третьяков родился в Латвии в 1892 году. В 1913 году он переехал в Москву и поступил на юридический факультет Московского университета. В это время он начал сотрудничать с эгофутуристами, публиковался в их поэтических сборниках — «Крематорий здравомыслия», «Вернисаж», — а также в сборниках одесских футуристов «Седьмое покрывало», «Авто в облаках», «Чудо в пустыне». В 1918–1922 годах он работал на Дальнем Востоке, принимая активное участие в деятельности группы «Творчество» совместно с Н. Асеевым, Д. Бурлюком, Н. Чужаком, П. Незнамовым и В. Пальмовым. В это время вышли его первые поэтические сборники «Железная пауза» (1919) и «Ясныш» (1922).

В 1923 году Третьяков вернулся в Москву и увлекся театром. Вс. Мейерхольд выпустил спектакль «Земля дыбом» (1923), для которого Третьяков переработал пьесу М. Мартине «Ночь», а С. Эйзенштейн в театре Пролеткульта поставил его пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» (1923; на основе пьесы Островского), «Слышишь, Москва?» (1923) и «Противогазы» (1924). В своих пьесах Третьяков использовал все средства для достижения наибольшего агитационного воздействия на зрителя: в спектакле «Земля дыбом» политические лозунги пролетарской революции проецировались на стену с помощью киноаппарата. Кроме того, для оформления спектакля впервые были использованы настоящие мотоциклы и пулеметы, а в спектакле, показанном на открытом воздухе на Воробьевых горах, приняли участие пехотные воинские части, кавалерия, обозы и автомобили.

В полностью переписанной Третьяковым пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» главные роли исполняли акробаты и клоуны, пародировавшие современных политических деятелей. Эйзенштейн превратил постановку в буффонаду с цирковыми фокусами, песнями и трюками. Постановщик включил в спектакль несколько киновставок (их показывали на заднике сцены) и пятиминутный киноэпилог, впоследствии получивший название «Дневник Глумова». Все это должно было подчеркнуть карнавальный характер действа, ведь кинематограф в то время прочно ассоциировался у публики с ярмарочными балаганами и мюзик-холлами.

Третьяков был одним из родоначальников документального театра, имеющего в своей основе реальные события, стирающего грань между сценой и жизнью. Идея пьесы «Противогазы» выросла из газетной заметки, описывающей аварию на одном из газовых заводов. «Факты дали материал», — писал Третьяков. Показы спектакля проходили в цехах московского газового завода на фоне промышленного оборудования.

Пьеса Сергея Третьякова «Рычи, Китай!» (1926), поставленная учеником Мейерхольда В.Федоровым, стала одной из самых известных и удачных постановок в истории советского театра ХХ века. Она шла во многих городах Советского Союза и в театрах по всему миру — в Англии, Австрии, Аргентине, Норвегии, США, Японии и Китае.

В 1923 году Сергей Третьяков сблизился с группой Маяковского, стал участником ЛЕФа (Левый фронт искусств), членом редакции журнала «Леф», одним из теоретиков производственного искусства и литературы факта. В 1930-е годы документальные жанры переживали расцвет. На первый план вышли дневники, биографии, очерки и репортажи, в которых сюжет произведения был продиктован самой жизнью и не нуждался в художественном вымысле. В это время в самых популярных журналах страны — «Наших достижениях», «Даешь», «Смене», «СССР на стройке» — публиковались очерки известных отечественных писателей — М. Горького, К. Паустовского, М. Пришвина, Е. Габриловича, Е. Зозули, С. Третьякова и др.

На страницах журналов литературные очерки соседствовали с фоторепортажами. Легендарные фотографы — А. Родченко, Б. Игнатович, Г. Петрусов — выезжали на промышленные стройки первых пятилеток, фиксировали работу колхозов, быт и досуг рабочих. Наряду с фотографами в поездки по стране отправлялись художники и писатели. В 1928 году «Комсомольская правда» опубликовала заметку «Писатели на колхозы!», призывая творческую интеллигенцию лучше познакомиться с социалистическим строительством. Третьяков в течение двух лет принимал участие в работе колхоза на Северном Кавказе. До наших дней дошли фотографии, запечатлевшие Сергея Третьякова в поездках по стране. В конце 1920-х — начале 1930-х годов вышли книги очерков Третьякова «Вызов», «Тысяча и один трудодень», «Месяц в деревне», «Люди на рельсах» и др.

Идеи фактографии, которые пропагандировал Третьяков, оказали влияние на западное искусство. «Искусство репортажа» Третьякова нашло отклик в творчестве немецкого поэта и драматурга Бертольда Брехта, а также философа Вальтера Беньямина, который посвятил ему очерк «Автор как производитель». В 1931 году Третьяков совершил поездку по Германии с лекциями и докладами. За это время ему удалось пообщаться с Б. Брехтом, Д. Хартфилдом, Э. Пискатором, Ф. Вольфом, Г. Эйслером и др. Эти встречи легли в основу книги Третьякова «Люди одного костра». «Многие из описанных мною биографий перекликаются с собственной моей биографией, устанавливая однотипность положений и похожесть путей для людей из разных точек нашей планеты, но несомых одинаковыми социальными потоками. Фашистский костер, на который свалены были произведения этих людей, создал особо напряженное чувство кровного братства. <…> Мне показалось, что у них есть общее, быть может, даже самими ими не осознанное качество, характеризующее искусство первого десятилетия после мировой войны».

В 1927–1931 годах Третьяков сотрудничал с Госкинпромом Грузии. По его сценариям были сняты фильмы «Элисо» (1928, реж. Н. Шенгелая), «Джим шванте» («Соль Сванетии», 1930, реж. М. Калатозишвили), «Хабарда!» (1931, реж. М. Чиаурели), ставшие классикой грузинского кинематографа.

На протяжении нескольких лет Третьяков работал на 1-й Московской госкинофабрике, принимал участие в подготовке многих фильмов. В 1925 году он присутствовал на съемках фильма С. Эйзенштейна «Броненосец "Потемкин"» и был автором интертитров к фильму.

2017 год — не только 125-летний юбилей Сергея Третьякова, но и 80-я годовщина его гибели. В 1937 году он был арестован как японский шпион и расстрелян. Также была арестована и дважды (1937, 1951) осуждена его жена Ольга Третьякова. Бертольд Брехт, узнав о гибели Третьякова, написал стихотворение «Мой учитель Третьяков».

В 1956 году Третьяков был реабилитирован. В заключении Военной прокуратуры говорилось: «...Обвинение основано на показаниях С. Третьякова, данных на предварительном следствии и в суде. Эти показания в процессе следствия не проверялись... Объективных доказательств виновности в деле нет...»

Усилиями жены и дочери Третьякова его имя было возвращено в культурный и научный оборот. Были выпущены книги: «Дэн Ши-хуа. Люди одного костра. Страна-перекресток» (М., 1962), «Слышишь, Москва!» (М., 1966), «Страна перекресток» (М., 1991), поставлены спектакли по его пьесам.

В состав выставки «Третьяков.doc» вошли афиши, эскизы костюмов и декораций к спектаклям, фотографии театральных постановок, фрагменты фильмов, книги и журналы, к созданию которых был причастен Сергей Третьяков. Всю экспозицию пронизывают его тексты.

Более ста экспонатов, включенных в выставку, были любезно предоставлены партнерами проекта: Российским государственным архивом литературы и искусства, Государственным центральным музеем современной истории России, Российским государственным архивом кинофотодокументов (г. Красногорск), Государственным музеем современного искусства в Салониках (Коллекция Костаки), Госфильмофондом России, Государственным центральным театральным музеем имени А.А. Бахрушина, Российской государственной библиотекой, Государственным музеем истории российской литературы имени В.И. Даля, Архивом Бертольда Брехта Берлинской академии искусств. «Третьяков.doc» открывает фестиваль, посвященный творчеству Сергея Третьякова, который пройдет в Москве с 16 ноября 2017 по 9 февраля 2018 года.

20—22 ноября в МАММ состоится международная научная конференция, в которой примут участие отечественные и зарубежные исследователи. Организаторы конференции — Государственный музей В.В. Маяковского, Мультимедиа Арт Музей, Москва, НИУ «Высшая школа экономики», Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Международная академия Зауми.

6, 13 и 16 декабря в кинозале МАММ в рамках программы «Кинематограф Сергея Третьякова» будут показаны фильмы, снятые по сценариям Третьякова — «Элисо» (1928, реж. Н. Шенгелая), «Джим шванте» («Соль Сванетии», 1930, реж. М. Калатозишвили), «Хабарда!» (1931, реж. М. Чиаурели) — с живым музыкальным сопровождением. Также здесь пройдут лекции киноведов Московской школы кино.

8 и 9 февраля в Центре Вс.Мейрехольда будет показан спектакль по пьесе С. Третьякова «Хочу ребенка».

19 ноября в рамках фестиваля по адресу Малая Бронная, 21/13 будет установлен памятный знак проекта «Последний адрес», посвященный Сергею Третьякову.

www.museum.ru/N68086
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
URL:mamm-mdf.ru/
EMail:info@mamm.art


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки


 
новости и события: 29.03.2024
 x    ?  

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru