МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Печать и революция. Издания 1917-1922 гг. в фондах Государственного Эрмитажа

c 26 октября 2017 по 14 января 2018Санкт-Петербург
25 октября 2017 года в Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца начинает свою работу выставка «Печать и революция. Издания 1917 – 1922 годов в фондах Государственного Эрмитажа».

Экспозиция включает более 200 экспонатов из фондов Научной библиотеки и пять литографий Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, увидевшие свет в первое послереволюционное пятилетие.

Издательская деятельность после революционного переворота – один из самых интересных периодов в истории книжного дела России. Это было время становления системы советского книгоиздательства, когда параллельно существовали как старые дореволюционные, ещё не национализированные, издательства и типографии, так и стремительно возникающие новые издающие организации – государственные, частные, кооперативные. Одним из первых законодательных актов советской власти был «Декрет о печати» от 27 октября 1917 года, по которому контрреволюционные органы печати подлежали закрытию. Этим декретом было положено начало ограничениям в отношении «классово чуждых» издательств, периодических изданий и книг. В труднейших экономических условиях революции и гражданской войны, при колебаниях цензурной политики и стремлении государства к национализации и централизации печатного дела, большинство издательств существовали недолго. Несмотря на это, многие из них все же успели выпустить интереснейшие образцы печатной продукции.

В настоящее время в библиотеке Эрмитажа хранится около 2000 экземпляров книг, выпущенных в 1917-1922 годы. При отборе особое внимание было уделено книгам, так или иначе связанным с разными аспектами художественной жизни – искусством, литературой, театром и музейным делом. Среди редких экспонатов – семь агитационных плакатов 1918–1920 годов, два детских лубка артели художников «Сегодня», поэма Александра Блока «Двенадцать» с иллюстрациями Юрия Анненкова, а также первое издание работы Владимира Ленина «Государство и революция». Большинство издательств представлены на экспозиции единичными экземплярами своей продукции, однако некоторым предприятиям посвящены отдельные витрины. Это, прежде всего, крупные государственные издательства – Наркомпрос и Госиздат.

Вероятно, самым грандиозным и утопичным издательским проектом этого периода является «Всемирная литература» – первое советское специализированное издательство переводной художественной литературы, созданное по инициативе группы литераторов и издателей во главе с Максимом Горьким. Издательство занималось выпуском классических произведений и новинок зарубежной литературы, привлекая для перевода лучших литераторов и переводчиков.

Центральное место в разделе ведомственных изданий на выставке отводится публикациям Государственного Эрмитажа. 12 декабря 1918 года было принято постановление «О реорганизации Эрмитажа и подлежащих ему задачах», в котором подчеркивалась необходимость многосторонней издательской деятельности в музее, прежде всего, выпуск каталогов и путеводителей по его экспозициям. За первое пятилетие после революции Эрмитаж подготовил 12 изданий – это каталоги первых временных выставок советского периода, путеводители по коллекциям и экспозициям музея, первый Сборник научных работ сотрудников музея. Отдельно стоит отметить Памятную записку, изданную в связи с реэвакуацией из Москвы коллекций Эрмитажа в ноябре 1920 года. Составленная на основании сообщений непосредственных участников этого важнейшего события в жизни музея, записка была отпечатана в ночь на 28 ноября 1920 года тиражом 200 экземпляров Российской Государственной Академической типографией. Издание было предназначено для раздачи приглашенным лицам на торжественном открытии для публики восстановленного в прежнем виде зала Рембрандта, в котором была развернута подготовленная Г. С. Верейским выставка офортов Рембрандта и его школы. Именно из собрания Георгия Семеновича Верейского поступил в библиотеку экземпляр этого редкого издания.

Среди частных и кооперативных издательств более полно представлены предприятия, выпускавшие продукцию высокого художественного качества и полиграфического исполнения. К их числу относится «Аквилон», основанный в Петрограде в 1921 году и до своей ликвидации в 1924 году выпустивший всего 22 издания ограниченными тиражами от 500 до 1500 экземпляров. Книги «Аквилона» иллюстрировали выдающиеся художники-графики: А.Н. Бенуа, Д.Н. Кардовский, М.В. Добужинский, В.М. Конашевич, Б.М. Кустодиев, Д.И. Митрохин, К.С. Петров-Водкин, К.А. Сомов.

Выставка включает и периодическую печать. Исключительный интерес представляют иллюстрированные сатирические журналы 1917 года, получившие широкое распространение в России ещё перед февральской революцией и исчезнувшие вскоре после Октября. Сатирические журналы живо и остро реагировали на события политической и общественной жизни, в них публиковались злободневные фельетоны и карикатуры. Эти издания были неоднородны в художественном отношении, но некоторые из них («Новый сатирикон», «Бич», «Барабан», «Будильник», «Пугач», «Пулемет») сотрудничали с интересными художниками-карикатуристами и литераторами-сатириками. Сатирические журналы объединяло негативное отношение к династии Романовых и к монархии в целом, неприязнь как к Временному правительству, так и к большевикам во главе с Лениным. На выставке демонстрируются также некоторые литературные и художественные журналы («Москва», «Новый мир» «Пламя», «Среди коллекционеров»), и литературные альманахи («Петербургский альманах», «Записки мечтателей», «Зеленая птичка» «Скифы»).

На выставке, посвященной русской революции, невозможно обойтись без портретов В. И. Ленина. В экспозицию включены два листа из литографированного альбома, в который вошли эскизы художника Натана Альтмана к скульптурному портрету вождя («Ленин у телефона» и «Ленин и представители английских профсоюзов»). Художник создавал свои рисунки в кабинете Ленина в Кремле в 1920 году. Альбом из девяти эскизов и одного листа с факсимиле подписи Ленина был выпущен Отделом изобразительных искусств Наркомпроса в 1921 году.

Революция резко изменила жизнь, как частных лиц, так и предприятий и учреждений в стране. Это в полной мере относится к Эрмитажу, превратившемуся в крупнейшее государственное учреждение культуры. К 1917 году в императорском Эрмитаже было несколько библиотек, насчитывавшие в своих фондах более 40 000 единиц книг. При каждом отделении музея имелась своя библиотека, книги которой были необходимы сотрудникам в их повседневной работе. На пополнение этих библиотек выделялись средства, принимались меры к их упорядочению.

Вопрос о создании единой библиотеки в Эрмитаже поднимался неоднократно. Однако это решение было осуществлено в полной мере уже в советское время. В 1924 году Центральная библиотека была переведена в Южный павильон Малого Эрмитажа, где находится и поныне.

Выставка подготовлена сотрудниками Научной библиотеки Государственного Эрмитажа. Куратор – Галина Викторовна Дорофеева, главный библиотекарь Сектора редких книг и рукописей Научной библиотеки Государственного Эрмитажа.

www.museum.ru/N67906
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
URL:hermitagemuseum.org/
EMail:cancery@hermitage.ru, excursof@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки


 
новости и события: 24.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru