МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Город и люди. Москва в графике ХХ века

c 11 октября 2017 по 28 января 2018Москва
Выставка продолжает серию показов графических работ из запасников Третьяковской галереи.

На этот раз она приурочена к 870-летию столицы и вместе с выставками «Москва сквозь века» и «Сохраненные святыни Москвы ушедшей», уже открытыми для посещения в Инженерном корпусе, является частью большого разностороннего проекта. Экспозиция, представленная в Новой Третьяковке, охватывает период с 1920-х до 1980-х годов. Многие произведения демонстрируются впервые.

Именно графика как наиболее оперативный вид изобразительного искусства, способный передать многие детали и нюансы, смогла полнее всего отразить ту трансформацию, которую город претерпел на протяжении ХХ века с его как разрушительными, так и созидательными тенденциями.

Облик Москвы начала 1920-х годов — это не только известные памятники старины, зарисованные А.В. Куприным и А.В. Лентуловым, но и виды улиц и панорамы города в графических сериях В.А. Фаворского и Н.М. Чернышёва. Тогда столица была полуразрушенным перенаселенным городом, и графика как вид искусства в силу своей камерности и наибольшей близости к повседневности смогла правдиво отразить жизнь простых людей. В серии А.Ф. Софроновой «Типы улиц» (1924–1925) появляются уникальные сцены быта москвичей того времени. То новое, что возникало в облике столицы — радиобашня Шухова (1922), мавзолей В.И. Ленина (1924–1929), многократно становилось предметом изображения. А.И. Кравченко, М.А. Маторин, В.А. Фаворский на своих листах запечатлели стадии возведения этих известных сооружений.

В начале 1930-х годов в рисунках и гравюрах возникла тема новой Москвы с ее расширяющимися магистралями, многочисленными старыми и новыми мостами. Художников привлекали возводимые на глазах москвичей масштабные проекты — здание Совета труда и обороны (ныне Государственная Дума), гостиница «Москва», кинотеатр «Ударник», а также Центральный парк культуры и отдыха, которому в 1932 году было присвоено имя А.М. Горького. Такие мастера, как Д.Б. Даран, Н.В. Кузьмин, А.А. Лабас, Т.А. Лебедева, пытались передать ускоренный ритм московской жизни с помощью приемов острого динамичного рисунка и повышенного светотеневого контраста. В листах Б.А. Зенкевича, посвященных строительству первой линии столичного метро, возникла тема невероятно тяжелого труда, преобразующего подземный мир в нечто прекрасное и доселе невиданное.

Осенью 1941 года Москва стала прифронтовым городом. Ощетинившаяся аэростатами столица представлена в гравюрах И.А. Соколова и в широко известных графических листах А.А. Дейнеки, выполненных в послевоенное время, но правдиво отразивших реалии 1941 года. Художники черпали вдохновение не только в сумрачной суровости сцен обороны Москвы. В печатных листах И.Н. Павлова из серии «Старая Москва» (1944–1947) возникли образы прошлого столицы, ее духовной и физической крепости. В небольших работах Т.А. Мавриной образ Москвы сопрягается с характерным для художницы праздничным восприятием окружающего мира, яркие краски которого она находила даже в трудные годы войны.

Образ послевоенной столицы в рисунках художников исполнен особого старомосковского уюта. В произведениях Б.П. Чернышёва, К.К. Купецио, В.Н. Сигорского возникают картины возвращения города к мирной жизни. Изображения старых любимых уголков Москвы, ее улиц и площадей, то тихих, то многолюдных, несомненно, дарили современникам ощущение радости и тепла.

Виды Москвы у мастеров эпохи оттепели приобрели своеобразный «широкоугольный» ракурс. Именно тогда город начал неуклонно расти. В поле зрения как мастеров старой формации (С.Б. Никритин), так и художников новой волны (Г.Ф. Захаров, Г.В. Черёмушкин) все чаще попадала обновляющаяся столица с толпами москвичей, исполненных энтузиазма и надежд на перемены. Настоящее и будущее представлялись в образах геометрической ясности и одновременно весенней свежести и новизны. К концу 1960-х эйфория «оттепельного» времени постепенно угасла, и если иногда возникал образ московского многолюдия, как в известной литографии В.Н. Вакидина «На выставке» 1979 года, то автор обнаруживал его на художественных показах, которые были характерной приметой времени.

В 1970-е годы Москва, становясь конгломератом разнородных территорий, постепенно ушла из поля зрения художников как некое целое. В творчестве В.Г. Вейсберга, В.С. Алфеевского, А.Д. Максимова появились темы, связанные с изображением отдельных уголков столицы и их жителей. Редкий собирательный образ города возник в 1980-е у Б.Ф. Рыбченкова: в туманной дали он изобразил квартал, составленный из девятиэтажек брежневского времени. К концу советской эпохи уже и такая Москва становилась «уходящей натурой».

www.museum.ru/N67822
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
URL:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:tretyakov@tretyakov.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 22.06.2018
 x    ?  

Музею-заповеднику «Гатчина» переданы картины, похищенные в годы Великой Отечественной войны

В Музее М.А. Булгакова оцифрованы учётные документы

Лекция "Русский изразец: история изучения" в Музее-заповеднике «Абрамцево»

XXVI международная научная конференция "Санкт-Петербург и белорусская культура"

Выставки Русского музея можно будет смотреть онлайн

Научная конференция "Н.В. Овчинников и чувашское изобразительное искусство ХХ века"

Международный форум "Музейный гид". Итоги

Музей истории и культуры Среднего Прикамья принял участие в ХХ юбилейном фестивале «Интермузей-2018»

Главные итоги фестиваля "Интермузей-2018". Гран-при получил Государственный музей истории ГУЛАГа

Практический курс по арт-фотографии в Центре фотографии имени братьев Люмьер

Интеллектуальный марафон "Без названия" в Государственном Эрмитаже

Проект Староладосжкого музея-заповедника победил в конкурсе "Музейный ГИК"

Музей-заповедник «Царское Село» получил три международные награды

Объявлен старт IX грантового конкурса проектов программы «Музеи Русского Севера»

Выбран лучший экскурсовод Москвы

Конференция "Алексей Николаевич Толстой и Детскосельская художественная колония 1930-х годов"

XVII Санкт-Петербургские этнографические чтения

XXI Всероссийская научно-практическая конференция "Словцовские чтения".

Открыт прием заявок на 12-ю Премию Кандинского

Волгоград встречает Русский музей. Открытие виртуального филиала

Новый образовательный курс KGallery и Дома Бенуа: "ХХ век русской живописи в шедеврах из частных собраний"

Всероссийский научно-практический обучающий семинар "Квестомания. Игры по правилам и без"

Шолоховские чтения

Научная конференция "Наука в вузовском музее". Информационное письмо № 1

Конференция "Актуальные направления деятельности музеев" в Государственном историческом музее

XXII ежегодная международная научно-практическая конференция АДИТ-2018 в Саратове

Конференеция "Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация 2018"

Конференция «Города Центральной России: история, культура, предпринимательство» в Серпухове

XХIV Царскосельская научная конференция "Дворцы, особняки, усадьбы. Музейный формат"

Карабихские научные чтения в Музее-заповеднике Н.А. Некрасова "Карабиха"

Конференция «Музей между Гражданской и Великой Отечественной войной: судьба людей, коллекций, зданий»

Научная конференция "История музейной коллекции", посвященная 260-летию Музея Академии художеств

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru