|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Что видится "Бедной уборщице" Дмитрия Пригова? Дар Московскому музею современного искусства
Московский музей современного искусства (MMOMA) рад представить новое поступление в свою коллекцию — десять графических листов 1990-х годов с изображением двух монстров из знаменитой серии «Инсталляция для бедной уборщицы» Дмитрия Александровича Пригова (1940-2007), поэта и художника, выдающегося представителя российского искусства второй половины XX-начала XXI веков. Работы преподнесены в дар музею его вдовой Надеждой Буровой-Приговой и демонстрируются в одном из залов здания MMOMA на Петровке в рамках Недели Д.А. Пригова — цикла мероприятий в столичных музеях и других учреждениях культуры, посвященный десятилетию со дня его смерти.
К настоящему моменту в нашем музее, который в 2008 году организовал первую масштабную ретроспективу Дмитрия Пригова «Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста!», сформирован сравнительно небольшой, но представительный корпус работ художника, выполненных в разные периоды и в разных техниках. Это многосоставные графические композиции «Большое яйцо» (1978), «Два глаза, расположенные вертикально» (1997), «Мене, Текел, Фарес» (1997), две работы из серии «Бестиарий» (1990-е), коллаж «Две чаши (Будда)» (1996) и шесть объектов из позднего проекта «Памятники» (2006), совмещающего перформанс и фотографию. Подаренные музею рисунки, принадлежащие к обширной группе эскизов так называемых фантомных инсталляций, раскрывают важнейший аспект творческого наследия Пригова и замечательно дополняют собрание музея.
Выставка, посвященная этому дару и подготовленная Научным отделом MMOMA, не просто показывает новоприобретенные работы в окружении избранных произведений Пригова из музейных фондов, а также архивных материалов. Она предлагает зрителю проанализировать иконографическую структуру эскизов, напоминающих кадры неснятого анимационного фильма — попробовать понять, из каких элементов выстроено их уподобленное театральной сцене символическое пространство. В центре внимания оказываются три архетипических для Пригова мотива, каждый из которых имеет богатую иконографическую традицию: коленопреклоненная фигура, увиденная со спины (собственно сама «бедная уборщица»), всевидящее око и уроборос — змея, кусающая себя за хвост. Их насыщенная значениями генеалогия уходит в глубь веков. По-разному комбинируясь друг с другом, эти мотивы складываются в сложное, программно-тавтологичное и, в сущности, до конца нерасшифровываемое высказывание, исполненное экзистенциальной тревоги и одновременно характерной авторской иронии, — высказывание о жизни и смерти, о месте и роли человека перед лицом непознаваемой трансцендентной силы, о зрителе и художнике.
Московский музей современного искусства выражает глубокую благодарность Надежде Буровой-Приговой и Фонду Д.А. Пригова за столь щедрый дар. Работы Дмитрия Пригова неизменно включаются в тематические показы коллекции музея, и пополнившие ее листы не станут исключением. ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 14 ИЮЛЯ - 23 ИЮЛЯ АДРЕС: ММОМА, УЛ. ПЕТРОВКА, 25, 1 ЭТАЖ Кураторы: Андрей Егоров, Анна Арутюнян www.museum.ru/N66981 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |