МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

«Война и мiръ моей жизни». К 95-летию со дня рождения художника А.В. Николаева (1922–2013)

c 9 июня по 8 октября 2017Москва
Толстовский центр на Пятницкой-12

Выставка из фондов ГМТ посвящена жизни и творчеству выдающегося художника XX века Андрея Владимировича Николаева, которого связывала многолетняя дружба с Государственным музеем Л.Н. Толстого в Москве. С 1953 г. основной темой творчества Николаева стал роман «Война и мир». По признанию художника, это произведение было «заглавной книгой» всей его жизни.

Тридцать лет отдал он кропотливому труду над иллюстрациями к роману. Эта работа стала вершиной его творчества и лучшим иллюстрированием романа Л.Н. Толстого в стране и мире. Художнику удалось переложить партитуру чувств и размышлений героев романа и самого писателя на язык ярких иллюстраций и живописи, визуальных, звуковых, мыслительных ассоциаций.

Большой успех не случаен. Наряду с изучением художественной манеры Толстого мастер глубоко обдумывал содержание и философию великого произведения на протяжении всей своей жизни. Николаев открывал для себя всё новые и новые тайны творчества Л.Н. Толстого.

Двадцатилетним молодым человеком со студенческой скамьи А.В. Николаев попал на фронт, стал военным разведчиком, принял участие в боевых операциях. С боевыми наградами, в звании старшего лейтенанта, он вернулся в Москву.

В 1947 г. поступил во ВГИК на художественный факультет и закончил его с отличием. Ещё студентом, на последнем курсе он начинает работу над иллюстрациями к роману «Война и мир».

На выставке ГМТ представлены работы А.В. Николаева, позволяющие проследить все этапы создания нескольких серий уникальных иллюстраций за 30 лет, начиная с карандашных набросков 1953 г., «матиссовской» серии 60-х годов и оригинальных серий графических чёрно-белых рисунков, выполненных в лучших традициях графики А.Н. Бенуа и Е.Е. Лансере 70-80-х годов.

В своей работе Николаев стремился творить по законам эстетической красоты и гармонии. Он добивался успеха путём особого расположения красок, цвета и света, теней в пространстве, что не удавалось многочисленным иллюстраторам романа – как отечественным, так и зарубежным. Развивая и дополняя цветовые и красочные ощущения Толстого в передаче чувств и настроений героев, художник создал неповторимую художественную «Толстовскую Вселенную» бессмертного романа. В этих работах органично слияние цвета и смысла. Цвет для художника — состояние души, умонастроение персонажей. Следуя заветам гениального писателя, Николаев пытался и во многом сумел «поймать эмоции», воплотить их в зрительные образы.

В 60-е годы А.В. Николаев создаёт иллюстрации к роману «в духе Матисса». Он не копирует манеру знаменитого экспрессиониста, но использует его творчество как отправную точку в решении поставленной проблемы влияния цвета на эмоции человека — «индивидуальный подсознательный уровень». Художник подошёл к воплощению этой идеи чисто эмпирически, эмоционально найдя необходимое решение. Например, «Салон Анны Павловны Шерер» выполнен в цвете тусклых зелёно-серых оттенков, и на их фоне — яркое белое пятно: князь Андрей в кавалерийском мундире.

«Первый бал Наташи Ростовой» в розовом, белом, красном цвете создаёт романтический тон сцены. Рисунок «Гренадёры на Бородинском поле» выполнен в чёткой цветовой гамме: кроваво-красные воротники, чёрные мундиры и кивера, синее небо, белые клубы пушечного дыма. Эту серию рисунков невозможно смотреть без эмоционального подъёма. Зритель словно погружается в атмосферу удивительного фантастического мира. Но художник не остановился на достигнутом. Он идёт дальше по пути замысла Толстого. На смену «матиссовской» серии возникает так называемый «кинематографический вариант» (сказываются годы учебы во ВГИКе), в котором художник раздвигает «перспективу изобразительного ряда рисунков и связывает их между собой непрерывной сюжетной линией».

Каждый тематический узел романа соединён «со сложной экспликацией иллюстраций». Для воплощения всей композиции Николаев выбрал многообразное цветовое решение, но, к сожалению, иллюстрации по техническим причинам невозможно было напечатать. И тогда он заново выполнил работу в чёрно-белом варианте. В 1970 г. Гослитиздат выпустил двухтомник «Войны и мира» с этими уникальными иллюстрациями. На выставке представлена большая часть этой серии.

Эта выставка — дань уважения памяти выдающегося русского художника XX-XXI веков.

Впервые экспонируются иллюстрации к роману «Анна Каренина» из незавершённой серии 70-х годов.

Государственный музей Л.Н. Толстого обладает самой большой коллекцией работ А.В. Николаева, переданных самим художником, а также иллюстраций и рисунков, поступивших после его смерти из частных коллекций.

Материалы из малоизвестного наследия художника предоставлены на выставку А.И. Верстовым. Это портреты Николаева и его жены Анны Николаевны, написанные в 2007 г. Верстовым, личные вещи Николаева — иконы, альбомы, фотографии, кисти, книжная графика к произведениям русских и советских авторов 70-80 гг. Особый раздел — портреты выдающихся исторических деятелей России XIX-XX вв., выполненные Николаевым.

Изобразительный ряд выставки сопровождается цитатами из неопубликованных дневников и воспоминаний А.В. Николаева. Это позволяет по-новому оценить роман как неисчерпаемое наследие Толстого, увидеть с неожиданного ракурса самого художника-иллюстратора, понять его замыслы и открытия и достойно оценить его огромный вклад в историю отечественной иллюстрации.

Государственный музей Л.Н. Толстого приносит искреннюю благодарность А.И. Верстову за деятельное участие в выставке и предоставление материалов из его коллекции.

www.museum.ru/N66647
Ваше мнение »»

»»Государственный музей Л.Н. Толстого
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 11/8
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", тролл. №№ 5, 15 до ост. "Дом Ученых"
Телефоны:(495) 637-74-10, (499) 766-93-28
URL:tolstoymuseum.ru
EMail:info@tolstoymuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 16.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru