МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Да будет свет!» в Музее истории религии

c 16 марта по 23 мая 2017Санкт-Петербург
В год празднования 85-летия Музей истории религии свою первую весеннюю выставку посвящает тому, чего так не хватает петербуржцам – свету.

Свету, как явлению, на протяжении веков игравшему огромную роль в разных религиозных традициях мира, в той или иной форме «присутствовавшему» в храмовых богослужениях, религиозных праздниках и домашних обрядах.

На выставке представлено более 150 экспонатов. Среди них произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры, мелкой пластики из фондов музея.

Свет во все времена был символом радости и силы жизни, в противовес тьме – символу смерти и разрушения. В разных религиозных традициях огромное значение придавалось свету – рукотворному (огню) и естественному свету Солнца, Луны, звезд. Люди обожествляли сами эти небесные тела, а огонь считали божественным даром. Мифы разных народов, например, известный греческий миф о титане Прометее, повествуют о драматическом обретении людьми света. Кроме того, во многих культурах с архаических времен обожествлялся или считался священным огонь домашнего очага, связанный с почитанием предков и обеспечивающий благополучие рода или семьи. На выставке эти древние верования представляют памятники мелкой пластики времен античности – произведения греческой коропластики (глиняные статуэтки людей и животных, предназначавшиеся, прежде всего, для культовых целей) и небольшие терракотовые светильники, самый ранний из которых относится к V в. до н.э.

Обряды жизненного цикла – рождение, брак, смерть – на протяжении веков сопровождаются зажиганием или гашением огня. Факелы, светильники, лампы использовались в религиозных церемониях и часто являлись важнейшими элементами богослужений. Они выступали в качестве аллегорий жизни, истинной веры, божественного откровения, учения, очищения от нечистоты. В древнем иудаизме, например, светильник – важнейший атрибут Иерусалимского Храма. В Святая святых которого, перед тем местом, где, по мнению древних иудеев, «присутствовал» Бог, стоял семисвечник в котором постоянно поддерживали огонь.

В христианстве свет понимается как видимый символ божественного присутствия, а Иисус Христос трактуется как «истинный свет». Божественный свет, свет истинной веры, нашел свое зримое отражение в христианском богослужении и обрядности, что, помимо сакрального, имеет и практическое объяснение. Первые христиане собирались для молитвы в подземных погребальных галереях – катакомбах, - где просто необходимы были дополнительные источники искусственного света. Со временем с развитием храмового строительства и становлением христианского богослужения, сосредоточенного внутри помещения, сохранилась потребность искусственного освещения обрядовых действ. Так в христианстве закрепилась традиция использования масляных лампад – напольных и подвесных. Таинственным, мерцающим светом лампад освещены интерьеры католических церквей, запечатленных на представленных на выставке полотнах фламандских художников XVII в. Питера Неффса Младшего («Интерьер Антверпенского собора»), Питера Неффса Старшего и Иеронима Франкена («Внутренний вид готической церкви»), и жанровые сцены на картинах М.Н. Воробьева «Богомольцы у Гроба Господня» и «Пещера Рождества Христова в Вифлееме», написанных по мотивам путешествия художника в Палестину 1820 г.

Отдельный раздел выставки посвящен толкованию «света» в исламской традиции. В 24 Суре Корана «Ан Нур» («Свет») аллегорическое значение придается светильнику: «Аллах — Свет небес и земли. Его свет в душе верующего подобен нише, в которой находится светильник. Светильник заключен в стекло, а стекло подобно жемчужной звезде». Самым распространенным типом светильников, использовавшихся для освещения мечетей, были стеклянные (часто позолоченные и покрытые эмалью) лампы.

В других религиях огонь и свет также имеет особое значение. Для зороастрийцев огонь – зримое выражение Ахурамазды (безначального творца, пребывающего в бесконечном свете). Огню, божественному и всезнающему, поклоняются брахманы. Каждый ноябрь индуисты празднуют Дивали – праздник, посвященный богине Лакшми, когда все храмы и дома украшаются многочисленными лампами.

В алтарях буддийских храмов свеча или светильник символизирует озарение, просветление. Одним из наиболее популярных персонажей буддийского пантеона является будда Амитабха – будда Безграничного или Неизмеримого света, изображения которого представлены на выставке рядом с уникальными памятниками II – III вв.н.э. из раннебуддийского культового комплекса в Кара-Тепе (на границе Узбекистана и Афганистана).

Выставка продлится с 16 марта по 23 мая 2017 г.

www.museum.ru/N65624
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории религии
Адрес:город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
URL:gmir.ru
EMail:gmir@relig-museum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 20.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru