МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

По вопросу передачи Исаакиевского собора РПЦ МП. Мнение трудового коллектива

1 февраляСанкт-Петербург
Мнение трудового коллектива

СПб ГБУК "ГМП "Исаакиевский собор"

по вопросу передачи Исаакиевского собора РПЦ МП

10 января 2017 г. Губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко заявил о передаче Исаакиевского собора РПЦ. Тем самым фактически ликвидируется историко-художественный музей, созданный еще в 1928 г. Несмотря на утверждение Губернатора о сохранении за зданием "музейной функции" для каждого связанного с музейным делом человека очевидно, что подмена полноценного музея некой музейной функцией едва ли может быть признана начинанием, отвечающим интересам культуры. Музей - не экскурсионная площадка. Музей - это сложная система взаимообусловленных функций, которые просто не могут существовать изолированно. Нельзя проводить экскурсию, не зная, что ты показываешь, а для этого нужна научно-исследовательская деятельность. Нельзя показывать, не думая о том, как размещены предметы, и какие комплексы они составляют, а для этого нужна экспозиционно-выставочная деятельность. Нельзя показывать, не будучи уверенным, что музейный объект защищен от процессов разрушения и распада, а для этого нужна реставрационная деятельность. Наконец, нельзя использовать предмет в процессе коммуникации, не зная, где он находится в научно - организованной системе фондохранилища, а для этого нужна фондовая деятельность. Именно поэтому все разговоры о музейной функции демонстрируют только лишь слабое знание музейного дела и со стороны тех, кто решает сейчас судьбу памятника, и со стороны тех, кто так стремится получить его в безвозмездное пользование.

В качестве одного из базовых аргументов ликвидации существующего музея используется отсылка к историческому прошлому: "Не для того наши предки его строили", - говорят сторонники принятого решения. Однако эта аргументация не выдерживает никакой критики даже с точки зрения логики здравого смысла и самого исторического прецедента. Во-первых, как справедливо отмечают специалисты в области церковной истории, храмы бывают разные. Бывают храмы приходские, рассчитанные на повседневные богослужения, а бывают - мемориальные, изначально выполняющие и функции памятника, монумента, важного для культурной памяти всего народа. Именно таким изначально и был Исаакиевский собор - даже до революции 1917 г. Проводились службы, и в главном алтаре, и в боковых приделах, но все остальное время собор выполнял не менее важную функцию - функцию трансляции определенных идей, образов, значимых и вне религиозного контекста. То же самое делает сейчас музей - он транслирует важный социокультурный код, он сохраняет и передает историческую память. Это изначально было свойственно Исаакиевскому собору. Это сохраняется и сейчас. Во-вторых, сама апелляция к историческому прошлому не всегда верна и возможна при определении функций объекта. Да, у любого объекта культуры есть изначальная функция, то для чего этот объект создается. Но с течением времени он приобретает и новые функции, которые могут быть не менее значимы для развития и сохранения культуры, чем первоначальная. Культура развивается так и только так. Заморозить, отказаться от новых функций - выступить против ее развития. Храм становится еще и историческим памятником, и новая его функция - музейная - для культуры важна.

Имея статус памятника с 1935 г., Исаакиевский собор представляет собой чрезвычайно сложное архитектурно-художественное единство, включающее 103 настенные росписи, 52 съемные работы, выполненные маслом на холсте, более 300 скульптур и 62 мозаики. Сохранение памятника такой сложности - чрезвычайно кропотливый труд, требующий значительных интеллектуальных и финансовых вложений. В настоящее время это возможно благодаря высокопрофессиональному коллективу и значительным средствам, которые сам музей и зарабатывает. Как этот вопрос будет решаться в дальнейшем - совершенно неясно. В сложившихся условиях, обеспокоенность за судьбу памятника представляется более чем оправданной. Не менее проблематичной кажется и судьба научно-просветительской деятельности, связанной с ним. Министр культуры РФ В.Р. Мединский на недавней пресс-конференции заявил, что "собор должен стать еще более доступным для граждан".

Доступность же памятника означает отнюдь не только отмену входной платы, но и доступность интеллектуальную. И ее как раз в первую очередь. Отменить билеты, открыть двери - самое простое, что можно сделать. Но и самое неэффективное. Необходимо еще и сделать доступным интеллектуально. В настоящее время интеллектуальная доступность осуществляется коллективом экскурсионно-методического отдела музея, который в построении и реализации экскурсии исходит из общекультурных предпосылок, одинаково близких представителям всех сообществ многонациональной и многоконфессиональной России, а также многочисленным иностранным посетителям. Эти экскурсии проводятся от имени Культуры - единой и многообразной. В недавнем телеобсуждении бурную радость участников вызвала неочевидность ответа на вопрос - музеем чего Исаакиевский собор является. Пришли к заключению, что он "музей самого себя", и весело посмеялись над этим. Этот смех опять же выказывал простое незнание предмета обсуждения. Музей Исаакиевский собор - это музей величия русской культуры XIX в., открытой для влияний извне и хранящей собственные национальные традиции. Не про стены и росписи рассказывает этот музей, а про то, что французский католик Монферран, участвовавший в Наполеоновских войнах, после падения Императора, нашел новый дом в России и здесь смог реализовать свой талант. Про то, что испанец Бетанкур переехал в Россию и здесь стоял у истоков профессиональной подготовки инженеров. Про то, что потомок французских гугенотов Брюллов и итальянец Бруни именно здесь создали шедевры академической живописи. А выходец из крепостных крестьян Максим Салин за свое мастерство резчика не только получил вольную, но и был зачислен на обучение в Академию художеств. Исаакиевский собор - это музей открытости и достижений Русской культуры. Но таковым он становится только тогда, когда его экспонаты оживляются выверенным и профессиональным рассказом музейного работника. Сам по себе памятник не работает. Именно поэтому экскурсионное обслуживание включено в стоимость входного билета. Без него - без этого рассказа - ни о какой доступности памятника речи быть просто не может. Без него будет лишь "богато и много золота" или "благолепно и умилительно". А ни то, ни другое к культуре отношения не имеет. Нет сомнений в том, что деятельность планируемого церковного экскурсионного бюро будет конфессионально маркированной и априори направленной на представителей одной лишь группы интересов. В этом ли доступность, за которую так ратует Министр культуры? Мы в этом сильно сомневаемся.

Сомневаемся мы и в том, что, как заявляют некоторые сторонники закрытия музея, "с Исаакиевским собором коллектив музейных работников напрямую не связан". Едва ли можно отрицать, что сохранение Исаакиевского собора - не только здания, но и памяти, знания о нем, - т.е. собора как объекта национального и мирового наследия - это заслуга коллектива музея, трансляция и популяризация этого знания - также дело коллектива. Едва ли не были связаны с Исаакиевским собором те, кто закрашивал его купола в годы Великой Отечественной войны, те, кто в страшные дни блокады Ленинграда жил в подвалах собора, оберегая, сохраняя для будущих поколений музейные предметы, которые не удалось вывезти из города, те, кто восстанавливал памятник долгие годы после войны, те, кто изучал его и рассказывал о нем многим поколениям посетителей. Мы думаем, что Исаакиевский собор - это уникальный памятник культуры. Только по недоразумению можно считать таковое суждение антирелигиозным. И общей нашей миссией мы полагаем сохранение этого памятника для последующих поколений. Мы не считаем, что сохранение памятника можно совместить с уничтожением музея.

Утверждено на собрании первичной профсоюзной организации и трудового коллектива организации СПб ГБУК "ГМП "Исаакиевский собор" 01 февраля 2017 г

www.museum.ru/N65129
Ваше мнение »»

»»Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор"
Адрес:город Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 4
Проезд:Ст. м. "Невский проспект", "Канал Грибоедова", "Гостиный двор", авт. № 3, 22, 27; тролл. №№ 5, 22
Телефоны:(812) 314-40-96
URL:cathedral.ru
EMail:inter@cathedral.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: другие


 
новости и события: 26.06.2017
 x    ?  

Круглый стол в рамках выставки «Мелётово. Время решений»

В Таганроге представлен проект музейной экспозиции «Дон в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

Июнь: лекции фотографов-пейзажистов

К 500-летию белорусского книгопечатания. XXV международная конференция и выставка в РНБ

XXI международная конференция АДИТ-2017 «Музей в эпоху цифровой трансформации»

Пленэр памяти С. Жуковского пройдет в Западной Беларуси и в средневековом Выборге

Старт VIII конкурса проектов "Музеи Русского Севера" компании "Северсталь"

Конференция «Информационное обслуживание в век электронных коммуникаций — 2017»

Форум "Музейный гид": итоги

Гран-при фестиваля «Интермузей 2017» получил Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Объявлены победители конкурса фестиваля «Интермузей 2017» во всех номинациях

ХII Международный арт-симпозиум по современному искусству «Обряды и обычаи» в Елабуге

IV Всероссийская научно-практическая конференция по музейной педагогике

7-я практическая конференция «Музей в XXI веке»

Шолоховские чтения - 2017

XVI Санкт-Петербургские этнографические чтения к 100-летию Революции 1917 года в России

I Международная конференция "Творчество Достоевского и современный культурный процесс", Новокузнецк

Зарегистрировано новое название Государственного литературного музея

Всероссийская научно-практическая конференция "Русская усадьба: мир, миф и миг действительности"

Международная конференция EVA 2017 Saint Petersburg. Третье информационное письмо

Ежегодная научная конференция «Наука в вузовском музее». Информационное письмо № 1

Выставка творчества "Арт-Красноярск-2017"

Восьмые Кремлёвские чтения в Казани

Международная конференция EVA 2017 Saint Petersburg. Второе информационное письмо

Началось издание научного международного рецензируемого журнала "Музей - памятник - наследие"

Международный музейный форум к 180-летию Архангельского краеведческого музея

XХIII Царскосельская научная конференция «Модерн в России. Накануне перемен»

Международная конференция EVA 2017 Saint Petersburg. Первое информационное письмо

Гороховские чтения - 2017

Научная конференция "Разумное, доброе, вечное…" в Музее-усадьбе Н.А. Некрасова «Карабиха»

Круглый стол, посвященный 260-летию Гросс-Егерсдорфского сражения

По вопросу передачи Исаакиевского собора РПЦ МП. Мнение трудового коллектива

Коллекция в пространстве культуры. Международная конференция в Калининградском областном музее янтаря

Научная конференция "Академия художеств в прошлом и настоящем" в Музее академии художеств

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru