МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Из Сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX века

c 7 декабря 2016 по 20 марта 2017Санкт-Петербург
7 декабря 2016 года в Николаевском зале Зимнего дворца открывается масштабная выставка «Из Сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX века».

Выставка организована Государственным Эрмитажем, при участии Государственного музея-заповедника «Павловск», Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного Русского музея, Музеев Московского Кремля, АО «Императорский фарфоровый завод».

«Из сервизных кладовых» ? пятнадцатая выставка из ежегодного эрмитажного цикла «Поднесение к Рождеству», посвященного истории и искусству фарфора. Цикл «Поднесение к Рождеству» стал продолжением возрожденной Эрмитажем давней традиции, когда в канун рождественских праздников в Зимнем дворце еще в XVIII веке показывали лучшие изделия, созданные на Императорском фарфоровом производстве в Санкт-Петербурге.

В составе экспозиции более 1200 предметов. Ее основная часть - произведения, предназначавшиеся для парадного убранства «Высочайших столов». В повседневной жизни подобные вещи, как правило, не использовали, их бережно хранили в специально оборудованных помещениях – Сервизных кладовых, где располагались как фарфоровые сервизы, так и посудные формы из фаянса, стекла, серебра, бронзы и прочих материалов, а также скульптурные настольные украшения.

Ведущее место на выставке занимают уникальные сервизы, созданные на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге с момента основания первого российского производства фарфора в 1744 году при императрице Елизавете Петровне до времени императора Николая II.

Создание сервизных ансамблей было связано с именами и личными вкусами императорской семьи и ее ближайшего окружения, выдающимися личностями, а также памятными событиями и дипломатическими дарами. Сервизы приобретались для нужд Двора или поступали в качестве поднесений императорам. Монограммы владельцев и геральдические изображения воссоздают специфику государственных и частных заказов.

Собрание Государственного Эрмитажа позволяет проследить историю создания и бытования сервизов; стилистическую эволюцию форм, пластического и живописного декора; развитие и технологические достижения керамической промышленности.

Раздел зимнедворских сервизов составляют русские фарфоровые комплексы второй половины XVIII – начала XX века: Собственные сервизы императрицы Елизаветы Петровны (1750-1760-е), Кабинетский (1793-1801) и Юсуповский (1798) сервизы времен Екатерины II и Павла I, Готический сервиз (1832) периода царствования Николая I, Банкетный столовый и десертный сервиз великого князя Александра Николаевича (1841), Александринский Бирюзовый сервиз (1899-1902), созданный при Николае II.

Особое место занимают знаменитые русские Орденские сервизы производства завода Гарднера, используемые на праздниках в честь кавалеров четырех высших государственных наград. К ним относятся четыре фарфоровых комплекса из коллекции Государственного Эрмитажа: Георгиевский (1777-1778), Андреевский (1778-1780), Александровский (1778-1780), Владимирский (1783-1785). Каждый из ансамблей украшают орденские знаки, звезды и ленты соответствующих государственных наград. Фарфоровые сервизы предназначались для торжественных приемов кавалеров в Зимнем дворце.

Парадные сервизы, созданные на Императорском фарфоровом заводе по особым случаям, являлись важным государственным заказом. В дни восшествия на престол царствующего монарха во время коронационных обедов использовался фарфор, украшенный изображениями российских двуглавых орлов. Среди экспонатов выставки первый Коронационный сервиз, исполненный на петербургском заводе в 1826 году к торжествам в Москве, приуроченным к восшествию на престол Николая I.

Демонстрируются и русские сервизы для иных дворцов: Большого Петергофского, Гатчинского, Павловского, Ропшинского, Красносельского, Царскосельского, Михайловского, Аничкова и других. Выразительными образцами этого раздела являются декоративные композиции из Гербового (1827) и Золотого (1828) сервизов с роскошными скульптурными украшениями из Государственного музея-заповедника «Павловск».

Принципиальное значение в раскрытии темы выставки представляют четыре реконструкции накрытых столов, где представлены, следуя хронологии, предметы: Арабескового сервиза со скульптурными украшениями (1784) из собрания Государственного Русского музея; Русского (Гурьевского) сервиза (1809-1816) из Государственного музея-заповедника «Петергоф»; Кремлевского сервиза (1837-1838) из Музеев Московского Кремля; Берлинского сервиза, подаренного германским императором Вильгельмом II к бракосочетанию российского императора Николая II (1894) из коллекции Государственного Эрмитажа. Роскошные ансамбли позволяют сравнить принятые при Императорском дворе сервировки: «французскую» второй половины XVIII века и «русскую» XIX столетия. Прежде всего, это иллюстрируют выдающиеся ансамбли отечественного фарфора: Арабесковый сервиз и Гурьевский сервиз. Разработка первого из них связана с творчеством французского скульптора Ж. Д. Рашетта, второго – с деятельностью русского мастера С. С. Пименова. Изначально эти ансамбли украшали пышные застолья в Зимнем дворце. Для Высочайших приемов в Большом Кремлевском дворце в Москве предназначался Кремлевский сервиз, созданный на Императорском фарфоровом заводе по проекту русского художника и археолога Ф. Г. Солнцева, эффектно отразившего в искусстве отечественного фарфора мотивы декора древнерусских памятников и государственных символов России. Сервиз, подаренный Вильгельмом из коллекции Государственного Эрмитажа, созданный на берлинской фарфоровой мануфактуре, являлся последним большим ансамблем, поступившем в Сервизную кладовую Зимнего дворца.

Особое значение в контексте выставки имеют изделия восточного производства, а также ряд уникальных памятников европейского искусства из собрания Государственного Эрмитажа. Среди них великолепные сервизы XVIII столетия: Венский с гербом (около 1730–1735), Андреевский (1744–1745), Берлинский десертный (1770–1772), Сервиз с зеленой лягушкой и архитектурными видами Англии (1773–1774), Сервиз с камеями (1778–1779), которые первыми «обживали» Сервизную кладовую Зимнего дворца. Здесь же показаны изделия русской работы – так называемые «доделки», которые демонстрируют практику отечественных дополнений к выдающимся зарубежным ансамблям. Предметы, созданные взамен утраченных, изготавливались как на самом петербургском производстве, так и на частных мануфактурах, в том числе на фарфоровом заводе братьев Корниловых. На примере севрского Сервиза с камеями демонстрируется посуда «позабытых» форм и назначений, а именно тех предметов дворцовой сервировки, которые, появившись в XVIII веке, в следующем столетии исчезли из обихода. Среди них пладеменажи; бутылочные, ликерные, рюмочные передачи; мороженицы и чашечки для десертов; компотьеры; геридоны и другие изделия.

Картину императорских трапез, рассматриваемых как особое церемониальное явление при Российском Дворе, дополняют ливрейные костюмы, предметы мебели, скатерти, салфетки, меню. Среди экспонатов представлена печатная графика, акварели, книги, фотографии с изображениями событий дворцовых торжеств.

В Сервизных кладовых вещи хранились не только как предметы быта, но и как произведения искусства, со временем приобретающие все бoльшую ценность. Показательна также преемственность старинных кладовых и современных хранилищ (фондов), в которых сберегаются экспонаты. Выставка дает уникальную возможность ознакомиться с коллекциями, хранящимися в ныне существующих, уже музейных «сервизных кладовых».

С классическим наследием искусства сервизных ансамблей и настольных украшений связаны работы художников современного «Императорского фарфорового завода». С середины XVIII века и до наших дней изготовление сервизных предметов остается традиционным направлением в деятельности петербургского фарфорового завода. В рамках настоящего проекта современным мастерам была предложена творческая программа по созданию художественного образа современного парадного сервиза. Собственные идеи в тематическом контексте выставки воплотили в жизнь мастера русского фарфора: Галина Белаш, Инна Олевская, Нелли Петрова, Сергей Русаков, Анна Трофимова, Татьяна Чапургина, чьи работы представлены на выставке в Западине Восточной галереи Зимнего дворца. Созданные в единственном экземпляре произведения иллюстрируют развитие неисчерпаемой темы создания сервизных ансамблей и настольных украшений.

На Рождественской выставке Императорский фарфоровый завод передает Государственному Эрмитажу традиционный дар. В этот раз им станет декоративное украшение художника Анны Трофимовой, названное созвучно выставке «Хранители Сервизных кладовых».

Выставка подготовлена Отделом истории русской культуры (ОИРК) Государственного Эрмитажа (заведующий Вячеслав Анатольевич Федоров) при участии других отделов Государственного Эрмитажа. Автор концепции, куратор выставки и координатор проекта ? старший научный сотрудник ОИРК, кандидат искусствоведения Ирина Радиковна Багдасарова.

К выставке издательством Государственного Эрмитажа выпущены научный иллюстрированный каталог « Из сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII – начала XX века» (2016) и брошюра с одноименным названием.

Каталог предваряет вступительное слово М.Б. Пиотровского, Генерального директора Государственного Эрмитажа – «Сервизные кладовые истории».

Авторы статей: И.Р. Багдасарова, Я.Э. Виленский, Л.В. Ляхова (Государственный Эрмитаж); Т.Н. Носович (ГМЗ «Петергоф»), И.В. Горбатова (Музеи Московского Кремля), Г.В. Цветкова (АО «Императорский Фарфоровый Завод»).

www.museum.ru/N64463
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
URL:hermitagemuseum.org/
EMail:cancery@hermitage.ru, excursof@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 18.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru