<...предыдущий зал Любовь следующий зал...>

Любовь, другая стена





   Рассказывая о любви, наивный художник ведет себя целомудренно. В его картинах практически не увидишь площадного юмора, типичного для бесцензурного народного лубка, эротической символики, которой изобилуют рисунки душевнобольных. А изображение обнаженного женского тела, чаше встречающееся в ярмарочном киче, если и появляется на полотне художника-примитива, то как иллюстрация к теме женщины-искусительницы, притягательной и коварной, и полностью соответствует мифу о греховной сущности женского начала.
   Чаще всего художники изображают влюбленных в сценах встреч и расставаний, по композиции очень похожих друг от друга. Тем самым обозначается начало и конец любовного романа, а его кульминация остается за скобками. Русскому наивному искусству особенно близки темы несчастной любви и разлуки, которыми так богаты народные песни и романсы (картина Л.Майковой "На муромской дорожке"). В конце ХХ века наивный художник остается верен этическим нормам, выработанным фольклором.
   Это подтверждают многочисленные сцены свадеб. Огромное значение в них придается достоверному изображению свадебного ритуала и предметов. Фигуры молодоженов же, наоборот, обычно маловыразительны и статичны, главными действующими лицами оказываются родственники жениха и невесты, гости, более широко - род как залог счастливого брака.