вернуться  

Психопатологическая экспрессия
посмотреть
произведения


Искусство и норма

   Вопрос о том, является ли спонтанное творчество душевнобольных искусством, о совместимости творчества и безумия, часто будоражит умы людей, впервые столкнувшихся с подобным явлением. Истоки подобных сомнений лежат в большинстве случаев в культурном консерватизме. Традиционно в этом вопросе можно придерживаться точки зрения искусствоведа Г.Шмидта, воспринимающего как "искусство" лишь то, что создается в рамках определенного социо-культурного контекста; или же мнения Л.Бинсвангера, который отказался называть рисунки безумных искусством на том основании, что в них не прослеживается в достаточной степени родство с художественными моделями и традициями. Однако попытаемся сделать лишь небольшой шаг в сторону от авторитетных мнений и проследить, что же предлагает официальная Культура понимать под "искусством".

   "Искусство - художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика ... и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности..." Достаточно двух отправных моментов: "в целом" и "отражение действительности", чтобы обосновать узость рассмотренных выше подходов к вопросу. Думаю, что не стоит останавливаться на выводах, получаемых из "охвата в целом". Что же касается "отражения действительности", то необходимо четко представлять себе, о какой действительности идет речь: объективно существующей всеобъемлющей реальности или глубоко субъективной индивидуальной действительности автора интуитивных творений? Это принципиальное разграничение и есть та самая маленькая поправка, которую Человек Культурный просто обязан делать при критическом обращении к непривычной для него системе самовыражения (точнее, к множеству систем). Более того, обратимся к сравнению духовной жизни человека (по В. Кандинскому) с большим остроконечным треугольником, самой острой и самой меньшей частью направленным вверх. "На вершине этой верхней секции иногда находится только один человек. Его радостное видение равнозначаще неизмеримой внутренней печали. И те, кто к нему ближе всего, его не понимают. Они возмущенно называют его мошенником или кандидатом в сумасшедший дом... Одиноких, алчущих и имеющих способность видеть, высмеивают или считают психически ненормальными...". И если такие люди являются опорой духовного в искусстве, то спонтанное творчество душевнобольных сверхдуховно, ибо безумец всегда находится на вершине треугольника, отвергнутый большинством и погруженный в себя. Далее: "Обитатели большой секции треугольника никогда самостоятельно не решали вопросов...", в то время как потерявший рассудок в духовной жизни и творчестве может рассчитывать только на себя: он - вопрошающий и он же - отвечающий, свободный от давления традиций и одинокий в своем выборе.



посмотреть
произведения





Введение  //  Искусство аутсайдеров  //  "Новый вымысел"  //  Наивное искусство  //  Вымышленная среда  //  Психопатологическая экспрессия  //  Дарения музею  //  Ссылки

О музее  //  Коллекции  //  Общение  //  Друзья



Copyright © 1996-2001 Outsider Art Museum


вернуться в раздел Коллекции