вернуться  

Искусство аутсайдеров

   "Аутсайдер" - кто-либо, не входящий или не допущенный в определенную общность, уклад или группу...

   После знакомства с историей открытия Искусства аутсайдеров невольно возникает искушение отождествления этой формы художественной экспрессии с творчеством людей, находящихся в аномальных психофизических состояниях - аутсайдеров нашего общества. Между тем, далеко не каждое произведение, созданное рукой душевнобольного, может быть причислено к Аутсайдер Арт, и далеко не каждый художник-аутсайдер обращает на себя внимание психиатров. Именно поэтому необходимо выявление основных признаков, позволяющих нам с большей или меньшей точностью относить те или иные произведения к Искусству аутсайдеров. Для внесения окончательной ясности в этот вопрос предоставим читателю возможность прямого сравнения двух основных понятий, встречающихся при знакомстве с интересующей нас областью.

   Арт Брют (Art Brut) - термин, введенный Дюбюффе в 1945 г. для определения работ, которые он коллекционировал, и позднее примененный для обозначения Коллекции Арт Брют в Лозанне. Арт Брют рассматривается как изобразительное творчество в наиболее чистом своем проявлении - спонтанный психический выплеск из глубин разума и сознания, запечатленный на бумаге или воплощенный в материале.

   В категорию "Арт Брют" включаются работы, безусловно, оригинальные и уникальные по своему содержанию и изобразительной форме; их создатели не должны рассматривать себя в качестве художников и даже сознавать, что они "производят искусство". Три "изо": изобретательность и изолированность изображающего рождают на свет творения, почерпнутые "исключительно из внутренних резервов, а не из штампов классического или модного искусства".

   Термин "Аутсайдер Арт", первоначально призванный служить английским эквивалентом Арт Брют, впоследствии применялся и к более широкому спектру работ, включающему помимо Арт Брют также некоторые произведения категории "Новый вымысел" (на ее рассмотрении мы остановимся позднее). Для рабочего определения Искусства аутсайдеров характерна меньшая категоричность требований, предъявляемых к отбираемым произведениям, большая ориентация на изменения, произошедшие за последние полвека в социо-культурной среде. Оно распространяется на творческие работы - живопись, графику, скульптуру, инсталляции и различные конструкции, выполненные людьми, не получившими подготовку в области искусства и создающими (или, по крайней мере, начинавшими создавать) произведения искусства безотносительно к признанию со стороны художественного мира, рыночной ценности и определениям. Художники-аутсайдеры - это люди, творящие для себя или своего ближайшего окружения, и, как правило, не осознающие себя художниками до тех пор, пока коллекционеры или эксперты не утвердят их в мысли о том, что создаваемые ими произведения относятся к искусству.

   Чем же привлекает нас столь специфичное искусство "посторонних"? Прежде всего своей непосредственностью, внутренней чистотой и поразительной искренностью - если творишь для себя, то к чему лукавить или что-то скрывать? Оно первично по своей сути: не обремененный художественным образованием и свободный от копирования традиционных моделей человек может изобразить лишь то, что диктует ему собственное подсознание, и лишь тогда, когда потребность в самовыражении становится непреодолимой. Художник-аутсайдер не следует культурным канонам или традициям (в отличие, например, от представителей древних внеевропейских цивилизаций или народных умельцев), он с редкостным упорством доводит начатое до конца (остается лишь поражаться гигантским произведениям, на создание которых уходит от считанных часов до всей жизни), он Сам идет по Своему пути, столь отличному от привычной нам жизненной дороги.

   Искусство аутсайдеров и общедоступно (хотя общедоступность может быть и мнимой), и элитарно одновременно. С одной стороны, казалось бы, каждый из нас способен воспринять художественную работу на уровне первичных эмоций, не обладая для этого специальными знаниями. Некоторые люди, не имеющие профессиональной подготовки в области искусства, даже относятся к художникам-аутсайдерам как к равным в этой сфере. С другой стороны, тяга большинства к устоявшимся культурным шаблонам настолько велика, что оценить всю прелесть Аутсайдер Арт можно, лишь пройдя долгий путь изучения основных канонов официальной культуры. Отсюда и негативное отношение отдельных представителей неподготовленной аудитории к некоторым произведениям Искусства аутсайдеров; и зависть или подражание профессиональных художников. Проблема культурной дистанции между зрителем и создателем художественной продукции "брют" существовала всегда: эта дистанция или слишком велика для адекватной реакции большинства на спонтанные художества, или так мала, что ее начинают искусственно увеличивать.

   И еще один момент... Мы настолько привыкли к выявлению причинно-следственных связей, что с трудом воспринимаем всякое изображение, не являющееся репрезентацией окружающей действительности, без "сопроводительного материала". Для Аутсайдер Арт таким материалом является информация о жизни и мироощущении художника. Эта информация выполняет двоякую роль: она помогает зрителю при знакомстве с художественными произведениями не только на эмоциональном, но и на логическом уровне; она же служит "доказательством" причастности автора к категории аутсайдеров нашего социума. В ряде случаев Человеку Культурному, чтобы "принять", нужно "понять", а чтобы "понять", нужно "узнать". Стоит ли ориентироваться на подобный разъяснительный подход или лучше оставить зрителя один на один с художественной работой и его ощущениями? Этим вопросом можно задаваться снова и снова... Поэтому временно оставим его в стороне и попробуем определиться в следующем: кто потенциально способен претендовать на роль истинного творца "сырого" искусства?

   Помимо людей, находящихся "по ту сторону душевного здоровья", это могут быть медиумы и так называемые "простаки", которые, не будучи признаны безумными, прослыли просто чудаками. Первые были насильно изолированы от общества под предлогом несоответствия ментальной "норме", другие же оставались существовать в реальном мире, признавая наличие альтернативной действительности, которую они отражали в своих произведениях с редкостной изощренностью и изобретательностью. И чем глубже было их погружение в собственное "Я", тем сильнее становились порождаемые ими образы, тем большую притягательность эти образы обретали. Именно состояние аутизма помогало "открытым" и неизвестным авторам оставаться outside, за пределами общественного муравейника если не физически, то духовно.

   Однако реалии сегодняшнего дня, заключающиеся во все большем давлении окружающего мира на личность, представляют угрозу для этого состояния. Многим ныне живущим художникам-аутсайдерам становится крайне сложно ограждать свой внутренний мир, являющийся единственным источником и резервом их творчества, от постоянных посягательств извне. Коллекционеры, эксперты, дилеры, да и просто представители СМИ, лишая автора замкнутости на самом себе, часто нарушают тот хрупкий душевный баланс, который является необходимым условием "чистого" художественного самовыражения. Реакция "объекта внимания" социально-адаптированных слоев может быть совершенно различна: от страха перед визитерами до мании величия, от производства работ на заказ до уничтожения уже существующих произведений. Лишь в редких случаях "подопечный" заинтересованных интеллектуалов и коммерсантов остается равнодушным к внешним действиям, продолжая гармоничное пребывание в своей альтернативной действительности. И если подобная невосприимчивость является условием причастности к миру Аутсайдер Арт, то подлинное Искусство аутсайдеров становится почти недостижимым пределом, к которому стремятся многие, но немногим суждено его достичь. Одновременно встают вопросы о допустимом приближении к этому идеалу и о возможном делении творческого наследия на части " ДО" и "После" официального признания. Решение этих вопросов не может быть однозначным, хотя с подобной проблемой сталкиваются практически все серьезные коллекционеры и исследователи Искусства аутсайдеров. Причина сложившейся ситуации проста. Стремление оторваться от официальной культуры посредством сбора и популяризации "диких" и "разобусловленных" работ привело в итоге к формированию коллекций художественных произведений, вполне подходящих для ассимиляции основными институтами культуры. Будучи не в состоянии изменить существующий порядок вещей, создатели этих коллекций были вынуждены ему подчиниться: процесс "социализации" Аутсайдер Арт пошел по пути наименьшего сопротивления, который предусматривает использование всех известных форм работы с художественным материалом. Попытка противопоставить "сырое" искусство ценностям официальной культуры завершилась его включением в состав этих ценностей; работы, первоначально воспринимаемые как бунт против традиционных представлений о прекрасном, сами облачены теперь в музейные рамы и наряду с уже признанными шедеврами, отнесены к культурному наследию XX века. Желание победить обернулось поражением? Вряд ли стоит делать такое заключение. Ведь несмотря на то, что информация об искусстве "посторонних" поступает к нам по традиционным каналам, несмотря на то, что натиск культурной машины на этих людей усиливается, они продолжают существовать, удивляя нас своей непосредственностью и внутренней гармонией.






Введение  //  Искусство аутсайдеров  //  "Новый вымысел"  //  Наивное искусство  //  Вымышленная среда  //  Психопатологическая экспрессия  //  Дарения музею  //  Ссылки

О музее  //  Коллекции  //  Общение  //  Друзья



Copyright © 1996-2001 Outsider Art Museum


вернуться в раздел Коллекции