Новый выставочный зал Третьяковской галереи в Толмачевском переулке проводит третью выставку. Сначала была выставка Ольги Розановой, потом "домашняя" выставка творческих работ сотрудников музея, теперь выставка Виктора Уфимцева (1899-1964). В этом камерном зале Третьяковская галерея планирует регулярно проводить выставки из частных собраний. Выставка В.Уфимцева "Мы называли себя новаторами…" как раз такого плана. На выставке представлено 90 живописных и графических работ, несколько произведений из музеев города Омска, из Музея искусства народов Востока и значительная часть из частных собраний. К сожалению, творчество этого художника еще не имеет широкой известности. В собрании Третьяковской галереи пока работ художника нет. Помощь в организации выставки оказал региональный общественный фонд "Старые годы", который планирует передать одно из произведений художника в музей после окончания выставки. Выбор картины будет согласован с сотрудниками Третьяковской галереи. Фонд "Старые годы" помог подготовить каталог выставки.
А пока зрители могут познакомиться с творчеством художника Виктора Уфимцева, чьи произведения занимают два зала. Выставка построена по традиционному историческому принципу. В начале расположены ранние работы художника, это небольшие зарисовки, где видно, что творчество молодого Уфимцева не лишено чувства юмора. В художественную жизнь России В. Уфимцев вступает в 1919 году в сложное время политического переустройства. Отчасти под воздействием выставки и лекции Д. Бурлюка в Омске, отчасти от общих идей строительства нового общества, Уфимцев меняет свою творческую линию с ученическо-реалистической, на футуристическую. Омск в это время был своеобразной сибирской столицей, как политической жизни, так и культурной. Художник вел кочевую жизнь, легко знакомился с другими художниками в разных городах. В одном из путешествий он познакомился со своей будущей женой, Галина и сын художника - частые герои его произведений. Путешествия питали его искусство, можно перечислить места его странствий: Средняя Азия, Дальний Восток, Кавказ, Сибирь, но главное что вдохновляло художника - это дорога. Динамичные линии искусства Уфимцева как бы являются отражением его динамичной жизни. Обобщив места жительства и путешествий художника, можно их определить как провинцию, а самого Уфимцева - провинциальным художником. Но известно, что Россия - большая страна и прирастает регионами, и творчество Уфимцева прекрасный образец художественного развития в регионах России.
На выставке представлены его авангардные работы 1920-х годов - эскизы плакатов, смелых костюмов, супрематические композиции и даже фрагменты его собственной рукописной книги, как и Бурлюк, Уфимцев писал стихи. Но, по словам Л.И. Иовлевой: "Уфимцев разделил судьбу авангардного направления. Принудительно или эволюционно, но авангард выдохся". В его работах можно найти черты супрематизма, авангарда, которые переплавлялись в собственную творческую манеру.
В 1930-х годах Уфимцев жил в Узбекистане, он был единомышленником с А. Волковым. Общие черты можно увидеть в творчестве обоих художников. Позже, быть может вынужденно, но вряд ли без собственной воли художника, Уфимцев работает в востребованной реалистичной линии.
Гордость коллекции - несколько листов из серии "Турксиб" (1931, частное собрание). Эти лаконичные работы достоверно показывают пустынность жизни степей, где человек и его деятельность как песчинка в безбрежном пространстве. Он был здесь впервые и проездом, но точно почувствовал мир Турксиба, лишенный пафоса. Возможно и сам Уфимцев также был лишен пафоса, он не афишировал эти работы, хотя многие считали серию, посвященную Турксибу, удачной.
Его творчество имело определенное значение в круге ташкентских художников. Но все же его персоналия избежала шумного успеха, хотя, может, это имело и положительную сторону, Уфимцева не коснулись репрессии. Творческий путь художника продлился до 1964 года, он получил звание народного художника. Уже в конце жизни Уфимцев побывал в творческих командировках за рубежом. Он работал в Индии и в Париже. В поздних работах таких как "Мальчик с ананасами" (1957, Музей Востока), когда художник более свободен от давления, в его творчестве снова проявляются пластические поиски и смелые цветовые решения.
Композиционным центром выставки стала работа "Цветущие деревья" (1939, коллекция В. Шпенглера), на этом полотне художник уже отказывается от кубофутуризма, сохранив лучшие приемы владения цветом.
Второй зал выставки посвящен путешествиям в Афганистан, Тунис, Париж, Индию. Работая в этих странах, Уфимцев, конечно, вспоминает годы скитания своей молодости, а творческая манера художника уже говорит зрелым языком находок, а не поисков, как было прежде. Сложно назвать манеру Уфимцева однообразной, в его арсенале есть работа контрастными локальными цветами, есть мягкие лиричные сочетания пастельных цветов. Зрители обратят внимание на большую, но немногословную в деталях работу "Рожденный в пути" (1960, коллекция В. Шпенглера). Самого "рожденного" на работе не видно, лишь характерный взгляд опущенных глаз матери, и прижимающий жест руки обозначают присутствие новорожденного. Чтобы сказать главное, необязательно сказать многое, быть может об этом творчество мастера (Н. Трегуб)