НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Микеланджело. Как скульптор живописцем стал (Сикстинская капелла, Cappella Sistina)

28 декабря 2006
Микеланджело. Фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы
Сотворение Адама. Фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы
Микеланджело. Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы
Микеланджело. Фрагмент росписи плафона Сикстинской капеллы

Ватикан богат музеями, как ни одно другое государство мира. В их числе и Сикстинская капелла. На ее сводах Микеланджело создал фреску, подарившую ему славу великого живописца и ставшую одним из самых известных произведений Ренессанса. Тела людей и небесных созданий сплетаются в рассказе библейской истории человечества. Христианская легенда и языческое поклонение красоте и силе человеческого тела. Две противоположные и обычно противоборствующие стихии соединены здесь творческим гением.

Микеланджело любят называть титаном Возрождения. И этот "титул" ему принадлежит по праву. Но он еще и создатель титанов. Потому, что герои Сикстинской росписи не обычные люди и даже не "сконструированные" гением художника идеальные представители человеческого рода. Эта сверхсущества, чьи силы превосходят границы нашего понимания. Их мускулистые тела таят в себе божественную мощь.

Изображения ветхозаветных пророков и сивилл (древних жриц, наделенных даром предвидения), предсказавших рождение Христа, служат обрамлением центральной части росписи. Хроника Сотворения мира и история Ноя - вот ее сюжеты. Но, кажется, художнику было мало персонажей и пространства выбранных историй. Он накинул, обрамил их сетью изображений. Фигуры мужчин, женщин, детей, принимающие порой облик мраморных изваяний, сплетаются в орнаментальную вязь на просторах Сикстинского потолка. Их тела столь же совершенны, что и тело Адама. Героя самого известного фрагмента прославленной росписи, запечатленного в тот момент, когда Господь дарует ему душу, без которой ни одно даже самое прекрасное тело не обретет жизни и вечности.

Легенда утверждает, что заказ на роспись Сикстинской капеллы стал результатом происков недоброжелателей мастера. В то время, знаменитый скульптор трудился над изваяниями для гробницы папы Юлия II, умного и жестокого понтифика, чье правление было отмечено созданием многих прославленных достопримечательностей центра католического мира. Как человек дальновидный и, заботящийся о прославлении величия папского престола, он загодя заказал себе гробницу наиболее талантливому скульптору своей эпохи.

Но вот однажды Микеланджело отлучился из Рима. В это время его недоброжелатели, возглавляемые Браманте (тогда главным архитектором собора Святого Петра, впоследствии оконченного Микеланджело) ринулись в атаку. Они смогли убедить Папу, что такое внимание к будущей своей гробнице может ускорить смерть и вообще является дурным предзнаменованием. И предложили заказать скульптору роспись плафона капеллы Сикста IV (впоследствии для той же капеллы Микеланджело была создана фреска "Страшный суд"). Расчет недругов последнего гения Возрождения был прост: отвлечь его от скульптуры, в которой его превосходство было неоспоримо и довести до отчаяния вынужденной работой над живописью, к которой тот не проявлял склонности, а, следовательно, и не имел необходимого опыта.

Когда Микеланджело вернулся в Рим его "приветствовал" этот необычный заказ понтифика. Художник встретил его, как и ожидалось, без тени энтузиазма. Он всячески стремился переадресовать его. В первую очередь Рафаэлю (друг и родственник которого, к слову, был одним из активных деятелей антимикеланджеловской коалиции), но Папа, как человек упрямый и наделенной властью, видя сопротивление мастера, лишь утвердился в желании получить роспись, исполненную кистью великого скульптора. Микеланджело был вынужден уступить.

Нехотя он приступил к работе. Вызвал из Флоренции помощников и начал подготовку к созданию фрески. Надо сказать, качество первого проекта росписи полностью отвечало чувствам мастера по отношению к этому заказу. Он был более чем скромен. Микеланджело планировал написать лишь фигуры 12 апостолов. Но неожиданно для всех (и для самого себя в первую очередь) проект полностью захватила его. Он заперся в капелле в полном одиночестве и создал одно из величайших произведений искусства. Как всего за 4 года он смог сделать это, осталось тайной.

В октябре 1512 года в день Всех Святых плафон был открыт. И вот уже без малого полтысячи лет восхищает, поражает, зачаровывает зрителей, стойко храня свои тайны. Специалисты пытаются расшифровать иконографическую программу фрески, в которой странным образом соединены Античность и сюжеты Библии, ищут автопортрет мастера среди многочисленных персонажей его фрески. А реставраторы, вернувшие ей в 1980 году первоначальный облик (30 лет назад, благодаря им, мир узнал, что Микеланджело написал знаменитую фреску прекрасными яркими красками), стараются его сохранить.

Сикстинская капелла. Cappella Sistina. Последний шедевр Ренессанса - "Страшный суд" МикеланджелоБуонарроти http://www.museum.ru/N27953

О музеях Ватикана: http://www.museum.ru/N27023

Другие музеи Италии - Галереи Уффици http://www.museum.ru/N26991

Страница Сикстиноской капеллы на сайте музеев Ватикана: http://www.christusrex.org/www1/sistine/0-Tour.html

(с) Музеи России

www.museum.ru/N27026
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  
новости от 25.03.2017  x    ?  


Три фильма о Иосифе Бродском

Портрет человека (Родион Романович Раскольников)

Выставка "Якуб Колас. Страницы жизни"

«Торжество русской каллиграфии – 2017»

Акция «Час Земли» в Ярославском музее-заповеднике

Выставка Елены Обвинцевой «По городам и весям», Великий Новгород

Искусство эмали. Уроки мастерства. Из серии «Учитель и ученики»

Конференция «Образовательные программы в экспозициях византийского, древнерусского и средневекового искусства»

Выставка "Георгий Верейский" в Михайловском замке

Сохраняя и преумножая… Из поступлений 1996-2016

Акция "Всей семьей в музей" в Ярославском музее-заповеднике

«Сокровища микроцивилизаций» представляет DigitAlina

Выставка Анны Корчевской «Мир реальный, мир сказочный», Великий Новгород

Конкурс "Музейный олимп Югры"

Беседы не у костра: крупнейшие месторождения в лицах

Проблемы рационального природопользования и история геологического поиска в западной Сибири

Выставка "Философия красоты"

Экскурсия по дворам Дома трех Бенуа в Музее С.М. Кирова

"Мы видим город Петроград в семнадцатом году"

Выставка, посвященная 75-летию академика А.А. Лиева, в музее "Крепость"

«Нескучный музей»

Музей участвует в подготовке профессиональных гидов-переводчиков с китайским языком

Международный музейный форум к 180-летию Архангельского краеведческого музея

Презентация католога «Клад кулайской культуры на Барсовой Горе»

Легенды датского дизайна

Открытие центра "Русские усадьбы" в Тульском областном художественном музее

Музей Москвы на Московском культурном форуме 2017

Выставка работ Аркадия Пластова в галерее «Ясная Поляна»

В Успенском соборе Московского Кремля прозвучит музыка Средневековья


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru