НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Странный художник - Гойя (Прадо. Museo del Prado)

19 мая 2007
Ф. Гойя. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. Прадо
Франсиско Гойя. Зонтик, 1777. Прадо
Франсиско Гойя. Портрет Карлоса IV с семьей, 1801. Прадо
Франсиско Гойя. Маха одетая, 1802. Прадо
Франсиско Гойя. Великан, 1808. Прадо
Прадо - крупнейшее художественное собрание Испании. Произведения лучших художников европейских школ. И главные картины испанских мастеров. Но ничего похожего на творчество Гойи в этом живописном калейдоскопе вы не найдете. Франсиско Гойя - главный художник испанского романтизма. Мрачный, странный, парадоксальный. Легенды окутывают его жизнь и его произведения. Их создали пораженные образами, мирами мастера потомки. По его картинам, рисункам, гравюрам они стали писать его жизнь.

С легкой (точнее идеологической) руки отечественных критиков "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" стал для нас главной картиной испанского живописца. Но это лишь одна из многочисленных граней его наследия. Весьма обширного и более чем разнообразного.

Произведения не первых лет, первых десятилетий творчества ничем не предрекают рождение, прославивших его, темных миров, населенных фантастическими чудовищами, ведьмами, демонами. Он долгие годы создает милые, но ничем не примечательные произведения в духе французского рококо. Сегодня их тоже можно видеть в Прадо. Но трудно поверить, что очаровательных дам и кавалеров в еще более очаровательных нарядах, мог написать автор фресок "Дома глухого" (в последствии так назовут его дом). Сами фрески, переведенные на холст, сегодня тоже здесь, экспонируются в главном музее Мадрида.

Франсиско Гойя-и-Лусиентес прожил долгую жизнь, 82 года. Первые годы своей творческой жизни он, как и его учитель (художник, впрочем, ничем не примечательный), расписывал церкви и монастыри близ Сарагосы, города, в окрестностях которого он родился в 1746 году. Затем была поездка в Италию и Мадрид. В 29 лет он переселяется в столицу Испанского королевства. Начинается так называемый "гобеленовый" период его творчества. Около 16 лет он создает "картоны" для фабрики гобеленов.

Этот Гойя известен специалистам, но мало известен зрителям. Его лучшие работы еще впереди. Он получает известность как портретист, становится придворным художником в 1786 году, спустя 5 лет первым придворным живописцем испанского короля, повторяя судьбу Веласкеса, которому он поклонялся.

Главное его произведение в этом качестве парадный портрет Карлоса IV с семьей станет интерпретацией "Менин" мастера XVII века. Снова из полумрака холста выступают фигуры, облаченные в парадные придворные одеяния, художник смотрит на нас из-за мольберта,…но лица портретируемых, лица вырождающейся династии, лица придворных карликов-шутов эпохи Веласкеса, не лица королей. Собственно у одной из фигур, невесты наследного принца, лица и вовсе нет, но в этом нет никаких мрачных намеков, тайн и загадок. Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились. Позднее ее лицо либо сам Гойя, либо его приемник должны были вписать в готовое изображение, но по каким-то причинам этого не произошло.

Посетители Прадо с удивлением разглядывают этот портрет. Ибо более всего он напоминает карикатуру и притом весьма злую. Еще более удивительным кажется факт, что портрет был принят заказчиками и отнюдь не стоил художнику королевского расположения. Понимание придворного портрета как портрета реалистического, привитое династии Габсбургов Тицианом и Веласкесом, оказалось сильнее самолюбия монархов. Гойя сохранил должность, он получает заказы из дворца. Например, для фаворита королевы, принца Годоя, он пишет знаменитых Мах. "Маха одетая" и "Маха обнаженная". Легенда связала их с именем герцогини Альбы. Особы сколь знатной, столь и бесшабашной. Недолго она была возлюбленной художника. Однако это только легенда. Настоящее имя модели неизвестно.

В 1792 году Гойю настигла странная болезнь. Художник чудом остался жив…но утратил слух. После этого рождается Великий Гойя - мрачный гений испанского романтизма. Испанского не по своему значению, его живопись уникальна для мирового искусства, испанского по духу, плоти и крови.

Миры открытые, увиденные Гойей странны и страшны. Отныне он видит иную реальность, где не действуют привычные законы и границы. Манифест его нового видения мира "Капричос" - серия гравюр, первоначально планировавшаяся как просветительская. Гойя состоял в близких отношениях с кружком испанских просветителей и, вероятно, некоторое время разделял их идеалы. Лист №43 дает ответ об истоках его нового искусства. "Сон разума рождает чудовищ". Такое имя дал ему художник. Под ним подпись: "Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно - мать искусств и источник творимых им чудес".

Гойя расстался с разумом и со школой (сильной она у него, правда, никогда не была, но теперь он на нее внимания вообще не обращает). Он отправляется в странствие по заповедным уголкам человеческой души, снов и подсознания. Черные звуки, наполняют его живопись, муза покинула его. Теперь его спутник испанский демон, бес, живущий в крови Испании, в ее земле. Великий соотечественник Гойи, поэт Федерико Гарсия Лорка, называл его "дуэнде".

1808 год в Испанию вторгается армия Наполеона. Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья). В 1814 году, после изгнания французов Гойя напишет знаменитый расстрел повстанцев. В пару к нему он создал "Восстание на Пуэрто-дель-Соль", его участники погибают в знаменитой композиции. Обе картины были участниками торжественного шествия в честь освобождения Пиренеев от захватчиков, но война, начавшаяся как освободительная, очень быстро переросла в страшную гражданскую войну, войну всех против всех. Картины этих лет - мир мрака, ужаса, страха. Здесь свет не рассеивает кошмары. Кошмары стали реальностью. Знаменитые фрески "Дома глухого" - апофеоз "черной живописи" Гойи. Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Луч надежды (не говоря уже об оптимизме) редкий гость в этом царстве мрака.

Все же в последние годы жизни художник, бежавший от ужасов испанской действительности во Францию, смог создать произведения более жизнерадостные, но известность его связана не с ними. Он вошел в историю искусства как мастер воплощения темных снов и фантазий.

Мир Веласкеса. Прадо http://www.museum.ru/N26504

Картинные галереи друхгих стран - Италия, Галерея Уффици http://www.museum.ru/N26991

Сайт Прадо: http://museoprado.mcu.es/home.html

(с) Музеи России

www.museum.ru/N26538
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 15.08.2018  x    ?  


Яблочный Спас в Суздале

День Государственного Флага России в музее истории танка Т-34

Недаром помнит вся Россия

Персональная выставка современного городецкого мастера С.Ф. Соколова «Идёт коза рогатая»

Фестиваль «День Бородина»

Музей В.В. Маяковского приглашает на мероприятия, приуроченные к Ночи кино

Выставка «Счастье по имени такса» в культурном центре «Дом Озерова»

Программа ко Дню знаний в музее танка Т-34

День города Москвы в музее истории танка Т-34

Семейный воскресник в Царском Селе

Выставка «Арт вояж» в культурном центре «Дом Озерова»

Японская литература глазами японских фотографов. Хироси Мидзобути и его ученики

Фотовыставка «Ильинская пятница в деревне Ильеши» в Российском этнографическом музее

Презентация книги «Венедикт Ерофеев: посторонний» в Доме-музее Б.Л. Пастернака

Выставка «Социалистический сюрреализм» в Еврейском музее

Каллиграфия Востока в сердце Казани. Современные мастера Пакистана и Саудовской Аравии

Музей В.В. Маяковского приглашает вместе отметить День города

День рождения Ленинградского зоопарка

Межрегиональный фестиваль ретро-автомобилей в музее-заповеднике «Томская Писаница»

День знаний в Дарвиновском музее

Публичная дискуссия «Зачем Толстой? Личность, свобода, государство»

Пионеры американского модернизма в Центре фотографии имени братьев Люмьер

Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Вечная женственность в искусстве Святослава Рериха

Выставка «Лирическое средоточие этой книги стихов – странствие»

«Женщина: муза, модель, мастер». Выставка в Энгельсской картинной галерее

Международный выставочный проект «18+/- добровольный самоконтроль» в Музее Москвы

Выставка «Сказы Мстёры» в музейном центре «Палаты»

«Анатомия кубизма» - история создания картины Пабло Пикассо «Авиньонские девицы»

Клайд Батчер. Эффект присутствия


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru