Музей Изобразительных искусств им. А. С. Пушкина открыл 2006 год открытием Детского центра "Мусейон". И. В. Цветаев, когда задумывал музей, в первую очередь создавал его как образовательное учреждение в помощь школам и семейному воспитанию. Сразу после открытия музея в нем проводились занятия с учащимися. Вскоре традиционные занятия, где учитель объясняет, а ученик повторяет или рисует, были дополнены динамическими элементами. Дети изображали движения героев картин, скульптур. Разные персонажи одного периода культуры объединялись в общее сценическое действие. Музей регулярно проводит выставки детского рисунка, как своих студий, так выставки детского рисунка из других стран. В основном музей работал со школьной аудиторией.
С 1960-х годов начинается работа с детьми от 5 лет. В настоящее время педагоги работают с детьми, начиная с этого же возраста. Есть занятия только для детей и семейные группы. С одной стороны, ребенок может пугаться большого незнакомого пространства и новых предметов, то есть семейные группы для робких детей, с другой стороны - родителям тоже интересно погружение в мир искусства.
На занятиях для школьников ребята знакомятся не только с произведениями искусства, но и с культурой эпохи в целом. Историю искусства дополняет история костюма, литература этого времени. В конце года проводится костюмированный выпускной вечер.
Сотрудники музея столкнулись с тем, что ребята, которые прошли программу начальной и средней школы, не хотят уходить из музея. Так для старших классов и учащихся младших курсов Вузов создали Клуб юных искусствоведов. Занятия в клубе не ограничиваются стенами Музея изобразительных искусств, ребята посещают выставки и в других музеях. Совершают поездки по старым городам России, знакомятся с зарубежными музеями.
Всего занятия посещают около 1000 детей. Занятия групп всех возрастов проходили в основном здании музея в… одной комнате. Теперь ситуация изменилась. В новом здании Детского центра могут заниматься 500 детей одновременно. Здесь есть изостудия, кинозал, музыкальная гостиная с роялем, офортная мастерская, керамическая мастерская, компьютерный класс, библиотека, кафе. Это совершенно удивительный центр. В здании времени ампира сохранена атмосфера классического искусства. С одной стороны, аудитории имеют анфиладное построение - это удобно для массовых мероприятий. Но для занятий нужны отдельные кабинеты, если закрыть двери в смежные комнаты, то классы становятся изолированными и имеют второй выход в общий коридор. В оформлении продумана каждая деталь. Для творчества нужен хороший свет, здесь есть и большие окна, и яркий искусственный свет для вечерних занятий. В большом холле можно бегать перед занятиями, он же выставочный зал - продумано двойное освещение, система подвески картин, зал разделяют колонны внутри которых витрины для скульптуры. В кабинетах не стандартные прямоугольные парты, а овальные столы или столы-сегменты, которые складываются в круг. Современный центр не может считаться полноценным, если он не работает с категорией людей с ограниченными возможностями. В "Мусейоне" есть пандус для инвалидов на колясках, столы за которыми могут работать такие дети. В штате музея теперь есть арт-терапевт, музей надеется не только на благотворное влияние в сфере эстетического воспитания, но и на улучшение физического здоровья детей средствами искусства. В кинозале будут проходить показы детских фильмов и, конечно, мультфильмов.
Обычно постройка в центре Москвы представляет собой здание у дороги. Детский центр в этом отношении приятно отличается, он находится в глубине небольшого сквера-сада. Периметр здания образует большой внутренний двор. Раньше работа с детьми велась с середины сентября до середины мая, а 4 месяца занятия не проводились. Такие особенности Детского центра как собственный сад, двор, и прекрасные помещения привели к решению продолжать работу с детьми и в летнее время. Во-первых, не все родители имеют возможность увезти детей из города летом, во-вторых, есть дети, у которых нет родителей. Работа с детьми лишенными попечения родителей также входит в планы Детского центра.
В конце хотелось бы сказать, самое трогательное в официальной церемонии открытия было выступление детей. Старшие ребята вывели на сцену маленьких детей. Малыши в костюмах представили скульптуру "Амура" Фальконе, богиню Исиду, двух Ангелочков и влюбленное сердце. Ребята постарше читали средневековую литературу в костюмах воина и прекрасной дамы. Юноши-выпускники признались в любви музею. Все выступающие получили на память календари с изображением картин музея.
Поздравляем музей с открытием Детского центра. Небольшое пояснение для всех желающих записываться в Детский центр на обучение, в полном режиме центр начнет работать с осени (Н. Трегуб)
Информационному партнеру Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина - порталу "Музеи России" 10 лет http://www.museum.ru/N25402