НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Политический плакат в России 1910-1950-х годов

c 21 июня по 21 июля 2004Санкт-Петербург
''Работать''
Политический плакат в России 1910-1950-х годов
21 июня в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка 100 плакатов из собрания ГРМ, посвященная 100-летнему юбилею Информационного Телеграфного Агентства России (ИТАР-ТАСС).

В самые драматические моменты российской истории XX столетия - Гражданскую и Великую Отечественную войны, развитие политического плаката и деятельность ТАСС оказывались тесно связанными. При Российском телеграфном агентстве в Москве, Петрограде и ряде других городов в 1919 - 1922 г. выходили "Окна РОСТА", а в 1941 - 1945 гг. - "Окна ТАСС"; в осажденном Ленинграде в тех же витринах выставлялись и выпуски "Боевого карандаша", издававшегося ленинградским отделением Союза Советских художников. Плакаты петроградского РОСТА, ленинградского ТАСС, "Боевого карандаша" и составили ядро настоящей выставки.

Политический плакат - искусство своеобразное, в нем переплетаются проблемы собственно художественного поиска, государственной идеологии и психологии массового сознания. В нем сконцентрирован "дух времени", отражены основные тенденции и направления в искусстве эпохи.

История политического плаката в России начинается в ХХ веке. Самые ранние из представленных на выставке плакатов - вышедшие в начале первой Мировой войны в московском издательстве "Сегодняшний лубок". В нем работали молодые художники-авангардисты, использовавшие в своих сатирических листах традиции народной картинки - Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и другие.

Одним из самых ярких явлений агитационного искусства революционных лет, сыгравшим значительную роль в формировании советского политического плаката, стали знаменитые "Окна РОСТА". В них новаторский дух революционных идей совпал с новаторством творческим. Основными художниками Петроградского отделения "Окон РОСТА" были Владимир Козлинский и Владимир Лебедев. Пластический строй их работ проникнут влиянием как народного лубка, так и современных авангардистских направлений: экспрессионизма, кубизма, супрематизма. Особую ценность "Окнам РОСТА" придает уникальность каждого листа: в Петрограде плакаты изготовляли в технике гравюры на линолеуме (в Москве - трафаретным способом) и раскрашивались вручную. Их темы - политические и экономические новости, революционные праздники.

Художественный язык плакатов послереволюционного десятилетия отражает ситуацию в отечественном искусстве - многообразие течений и направлений, от академизма до авангарда. Классикой советского плаката стали работы Дмитрия Моора (Орлова). В них с предельной силой выражены особенности изобразительного языка плаката - лапидарность форм, обобщенность патетического образа, контрастность и лаконичность цветового решения. Иная, более "описательная", жанровая тенденция, представлена в сатирических плакатах работы Виктора Дени. Продолжением дореволюционной традиции модерна в ее "массовом" варианте являются плакаты Ивана Симакова, посвященные советским праздникам. Член объединения "Мир искусства" Сергей Чехонин не изменяет своей привычной манере и в плакате: острая драматическая тематика подана со свойственным ему виртуозным, холодным эстетизмом. В 1920-е годы плакатом занимался Александр Самохвалов, для которого характерны насыщенные изощренные композиции и резкие цветовые сочетания. Некоторые молодые художники продолжали линию "левого" искусства. Таковы представленные на выставке плакаты Ксении Клементьевой. Во многих работах отражена эстетика конструктивизма, оказавшего сильное влияние на всю художественную культуру второй половины 1920-х годов. Большую популярность получают фотомонтажи, сочетающие условный плоскостной изобразительный и текстовой ряд с "натуральными" фотопортретами, зачастую поданными в необычных, эффектных ракурсах. К лучшим образцам мирового полиграфического искусства принадлежат сложно сконструированные фотомонтажи Густава Клуциса, созданные в конце 1920-х - 1930-е годы.

Однако вскоре советское искусство, особенно после постановления "О перестройке литературно-художественных организаций" (1932), приобретает все более регламентированный характер, формируется понятие "социалистического реализма", начинается борьба с формализмом. Плакаты, призванные нести в массы сильнейший заряд оптимизма, становятся своеобразной квинтэссенцией наглядной "агитации за счастье". В них отражены главные аспекты политической и экономической жизни страны - подъем промышленности и коллективизация, воинствующий атеизм и классовая борьба, военная и спортивная подготовка. Отчетливо стремление к классицизирующим, монументальным формам, к бравурной экспрессии: энергичны жесты и развороты подтянутых, спортивных фигур, мощной силой веет от промышленной и военной техники…Из самых ярких плакатов десятилетия - работы Александра Дейнеки.

В годы Великой Отечественной войны искусство плаката приобретает особую актуальность. Жесткая цензура военного времени не помешала художникам выразить искренний душевный порыв. Лучшие произведения тех лет - плакаты-призывы, сконцентрированные на чувствах: гневе, мужестве, ярости, страдании, решимости и воле к победе. Лаконично их изобразительное решение, ясны и убедительны лозунги. Таковы знаменитые плакаты "Беспощадно разгромим и уничтожим врага" Кукрыниксов и "Родина мать зовет" Ираклия Тоидзе. В лучших фотомонтажах Виктора Корецкого художника занимают не эффекты и конструктивная сложность листа, а изображения "простых" людей, напоминающих зрителям своих близких, находящихся в разлуке матерей и сыновей, жен и мужей. Стремление к реалистической трактовке - одна из основных черт плакатов военного времени. Большой популярностью пользовались и сатирические плакаты, представлявшие захватчиков в карикатурных, звероподобных образах. Такой жесткий юмор оказывался необходимым для борьбы и выживания в тяжелейшее военное время. Сатирические "истории в картинках" составляют содержание многих выпусков "Боевого карандаша" и "Окон ТАСС". В собрании ГРМ представлены плакаты, выполненные художниками Ленинградского Отделения "Окон ТАСС", возглавляемого Василием Селивановым. В "Окнах ТАСС" и в "Боевом карандаше" работали художники осажденного Ленинграда - Иван Астапов, Владимир Гальба, Валентин Курдов, Владимир Серов, Николай Тырса и многие другие. Ряд выпусков основан на натурных зарисовках, сделанных на линии фронта и в партизанских отрядах.

В политическом плакате второй половины 1940-х - 1950-х годов господствует оптимистическая патетика. Для художников характерно стремление к натурализму. В плакате создается своеобразная галерея "идеальных героев": мужественные воины, сознательные рабочие и колхозники, трогательные дети и счастливые советские женщины.

Сегодня лозунги и идейная направленность советских плакатов потеряли свою актуальность. Однако плакаты являются не только напоминанием о нашей истории. Творческие находки художников и созданные ими яркие, эмоциональные образы заняли достойное место в художественной культуре ХХ века.

www.museum.ru/N18690
Ваше мнение »»



Смотрите также:
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 26.04.2024  x    ?  


Музею-заповеднику "Архангельское" 105 лет! Программа праздника

«Живописных дел мастер…» - первая в истории выставка произведений Ивана Вишнякова в Русском музее

Туристический сезон 2024 года в крепости Орешек

К 225-летию поэта. Выставка "Повести Белкина" в Доме-музее Волконских

"Да здравствует Пушкин и праздник его поэзии!" - выставка архивных документов в Изборске

Античность. Система координат - проект музея-заповедника «Архангельское» в парке «Зарядье»

Выставка "Предчувствие оперы" в Нижегородском Арсенале

Вернисаж сезона Май/Июнь'24 на "Пушкинской-10"

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Выставка фотографий Юлии Кузьминовой "Остановись, мгновение!"

Проект "Пробуждение" Ильгиза Фазулзянова в Музее-заповеднике "Петергоф"

Выставка «Шолохов. Больше чем писатель»

Открытие летнего сезона в Петергофе

Выставка "Музы непокорённого города" в Рязани

Зураб Церетели. Солнечный сад. Выставка к 90-летию художника

Заключительная выставка "С Россией вместе. Искусство Крыма, ЛНР, ДНР" в Западном крыле Новой Третьяковки

На поле Куликовом. Выставка Елены Машкариной

Выставка к 50-летию Байкало-Амурской магистрали в Музее современной истории России

"Образ героя" - выставка военной графики в Артмузе

Вербная ярмарка в усадьбе Волконских

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Жерар Юфера. Один день в музее

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Династия. К юбилею Николая Щеглова

Презентация книги «Мир искусства Надежды Добычиной» в KGallery

Лоик. Скульптура войны и мира

Персональная выставка Виктора Калинина «Отсветы»

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru