В Хвалынске завершила работу четвертая научная конференция, посвященная 125-летию со дня рождения художника К.С. Петрова-Водкина. Конференция называлась "К.С. Петров-Водкин и XXI век". Разговор шел о том, как творчество художника "живет" в культурном сознании XXI века, в его интерпретациях. Разумеется сама тема слишком обширна, чтобы можно было ограничить ее в рамках одной конференцией, ей можно посвятить и будущие встречи.
Личность К.С. Петрова-Водкина формировалась в эпоху расцвета позитивизма и рационализма. Они существенно повлияли на отношение К.С. Петрова-Водкина к науке. Ему была близка идея научного подвижничества. Но он не воспринял позитивистские идеи о полной объяснимости мира.
Для него смысл и цель человеческого существования оставались средоточием глубокой тайны. Целые сферы жизни для К.С.Петрова-Водкина рациональным путём не познаваемы, причём это не только область запредельного - для него полны тайны, сложны и прекрасны явления природы, самая обычная жизнь людей.
Христианская культура, впитанная К.С. Петровым-Водкиным с детства, находилась в сложном сочетании с научными представлениями. Он был онтологически укоренён в хрестианстве. Нерасторжимое слияние сакрального и бытового - существеннейшая черта петрововодкинской модели мира, казавшейся современникам непонятной и непривычной. Непривычной был сам тип художественно-философской медитации. Две ипостаси петрововодкинского мировосприятия - научная и теологическая - существовали в художественно-философском сознании К.С.Петрова-Водкина. Это было свойственно сознанию многих деятелей кулыуры рубежа ХІХ-ХХ веков, но в сознании К.С.Петрова-Водкина оно не носило характера антиномии. Именно эта целостность мировосприятия художника привлекает "разорванное" сознание XXI века, именно связанность "всего со всем" может быть востребованной днём сегодняшним.
Об этом говорилось в докладах "К.С. Петров-Водкин и холистический взгляд на мир" профессора из Екатеринбурга Г.П. Сикорской, "Религиозно-философские взгляды К.С. Петрова-Водкина" старшего научного сотрудника художественного музея из Кургана С.И.Кулаковой, "Космизм и ритуализм в живописи К.С.Петрова-Водкина" кандидата философских наук из Саратова А.С. Ососкова, "Эстетическая доктрина К.С. Петрова-Водкина" профессора Европейского университета из Санкт-Петербурга Г.П. Губанова, о взаимодействии слова и цвета в творчестве К.С. Петрова-Водкина рассказала кандидат философских наук из Хвалынска Е.В. Грекова. Автор доклада представила свои занятия с детьми, где они сопоставляли прозаические и художественные произведения, рассматривали, как в прозе отражается цвет.
К.С. Петров-Водкин притягивал людей разных профессий, различных направлений культуры. Среди его друзей были писатели и поэты, учёные и философы, музыканты и театральные деятели, поэтому в конференции участвовали искусствоведы, литературоведы, писатели, художники, философы, экологи, психологи. Настало время собирания культуры как целого. Один из существеннейших симптомов её упадка заключается в том, что её никто не знает как нечто целое, каждый знает какой-то её фрагмент и его защищает, не считаясь ни с чем другим. Если культура разнесена по отдельным "сусекам", она не работает.
Конференция "К.С. Петров-Водкин и XXI век" в ряду других, проводимых в Хвалынске - родине художника, стала первой попыткой показать, как иррациональное может совмещаться с рациональным, как через спектор сознания личность, в данном случае К.С. Петрова-Водкина, взаимодействует с целостностью мира.
Как никогда ранее был бурным "круглый стол". Оппонировали критики - сторонники более узкого подхода к произведению искусства, внимательно вглядывающиеся в реальную структуру и функции самого произведения искусства, отделенного как от творца, так и от зрителя.
Великая сила и великая слабость этого подхода состоит в том, что он напряженно сосредотачивается только на одном контексте: непосредственном восприятии публичной стороны художественного творчества. Все другие контексты выносятся за скобки или вообще игнорируются. Будущее за интегральным подходом, в котором внешние и внутренние сферы сознания творца будут рассматриваться во взаимодействии. Именно тогда понимание произведения искусства является процессом самопонимания. Об этом говорил художник: "Если твое искусство не совершенствует тебя самого, то другого оно бессильно совершенствовать". Его слова: "Идущая культура на смену античной есть культура планетарно - органическая...", - явились эпиграфом конференции.
Сегодня, и об этом говорили многие выступающие, на смену научной парадигме приходит органическая, меняются не художественные стили, стили культур, где познание идёт не от частного к целому, а от целого к частному. Удивительно, но К.С. Петров-Водкин утверждал это ещё в 1920-е годы. К целому можно прикоснуться в Хвалынске - "мире-ковчеге", природа которого сама по себе являет некий целостный космос - замкнутый и сферически завершенный. В зтом могли убедиться участники конференции на экскурсии по национальному парку "Хвалынский" и на пароме, проплывая вдоль волжских берегов.
Опыт интерпретации К.С. Петрова-Водкина XXI веком продемонстрировал художник, профессор из Саратова А.Д. Трубецков, цитирующий образ "красного коня" в своих произведениях. В 15 его художественных работах Красный конь представлен как образ власти, социального давления на личность. В одной из работ художник сопоставляет картину "Водоём" В.Э. Борисова-Мусатова и "Красный конь" К.С. Петрова-Водкина, где водоём представлен как фон, а образы переднего плана разные - томные барышни, юноша и конь. Тем самым А.Д. Трубецков показал разлом эпох - В.Борисов-Мусатов - XIX век, К. Петров-Водкин - XX век.
Художник В.А. Мошников пытался определить место К.С. Петрова-Водкина среди новых течений в искусстве.
Апплодисментами было встречено поэтическое сообщение художника В.Н. Морковина "Движение формы в пространстве" и доклад "Хвалынск как культурпое гнездо" кандидата педагогических наук из Екатеринбурга В.П. Климова, посвященных удивительному феномену с названием Хвалынск, его сфероидным пространствам, его культурным традициям.
Много нового почерпнули слушатели из доклада московского писателя К.В. Шилова об отношениях К.С. Петрова-Водкина и А.А. Ахматовой, о месте написания знаменитого портрета поэтессы, о выставочной "судьбе" портрета.
Литературовед из Санкт-Петербурга Е.Н. Монахова рассказала о работе К.С. Петрова-Водкина над портретами А.С. Пушкина.
Кандидат философских наук из Балаково Л.Р. Миролюбова -познакомила с вещной средой натюрмортов художника.
Заведующий отделом русского искусства Саратовского музея им. А.Н. Радищева Е.И. Водонос процитировал фрагменты своей будущей книги о саратовских художниках круга К.С. Петрова-Водкииа, связанные с высказываниями М.Шагинян и О.Форш о художнике.
О рисунках К.С. Петрова-Водкипа, хранящихся в собрании музея им. А.Н. Радищева сообщила заведующая сектором графики М.И. Боровская: это этюды и наброски к картине "Играющие мальчики", "Натюрморт", работы "Самаркандской" тематики, портреты дочери художника Елены Кузьминичны Дунаевой. После выступления М. Боровской, Елена Кузьминична прокомментировала некоторые рисунки, дополнила их историю воспоминаниями из детства.
С января 2003 года художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина стал филиалом художествешюго музея им. А.Н. Радищева, поэтому в работе конференции приняли участие заведующие других филиалов музея в г. Саратове: музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова и дома-музея П.В. Кузнецова.
И.В. Сорокин и Э.Н. Белонович поделились перспективами развития музеев, новыми формами работы, рассказали об участии Радищевского музея в фестивале "Интермузей" c 2001 по 2003 годы.
Конференция, на сей раз прошедшая не по накатанным рельсам, явно состоялась. Об этом свидетельствует и тот факт, что гости конференции после её окончания не торопились уезжать. Еще неделю в галерее собирались участники, много говорили, устраивали встречи с дочерью К.С. Петрова-Водкина Е.К. Дунаевой, которая приезжала на конференцию с правнуками художника, просматривали видеокассеты прошлых конференций, путешествовали по хвалынским горам, участвовали в просмотрах работ художников, работающих на плэнере в Хвалынске ежегодно.
Уезжая, они говорили, что учатся жить с К.С. Петровым-Водкиным. Научиться жить с ним - значит осознать, как осознал он, что человек - Великий космос, что "человек - добрая форма, ещё не довершила развития..."
Директор художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина В.И. Бородина