НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

К.С.Петров-Водкин и XXI век

c 25 августа по 30 сентября 2003Саратовская область
Исторический корпус музея по ул. Радищева, 39
В Хвалынске завершила работу четвертая научная конференция, посвященная 125-летию со дня рождения художника К.С. Петрова-Водкина. Конференция называлась "К.С. Петров-Водкин и XXI век". Разговор шел о том, как творчество художника "живет" в культурном сознании XXI века, в его интерпретациях. Разумеется сама тема слишком обширна, чтобы можно было ограничить ее в рамках одной конференцией, ей можно посвятить и будущие встречи.

Личность К.С. Петрова-Водкина формировалась в эпоху расцвета позитивизма и рационализма. Они существенно повлияли на отношение К.С. Петрова-Водкина к науке. Ему была близка идея научного подвижничества. Но он не воспринял позитивистские идеи о полной объяснимости мира.

Для него смысл и цель человеческого существования оставались средоточием глубокой тайны. Целые сферы жизни для К.С.Петрова-Водкина рациональным путём не познаваемы, причём это не только область запредельного - для него полны тайны, сложны и прекрасны явления природы, самая обычная жизнь людей.

Христианская культура, впитанная К.С. Петровым-Водкиным с детства, находилась в сложном сочетании с научными представлениями. Он был онтологически укоренён в хрестианстве. Нерасторжимое слияние сакрального и бытового - существеннейшая черта петрововодкинской модели мира, казавшейся современникам непонятной и непривычной. Непривычной был сам тип художественно-философской медитации. Две ипостаси петрововодкинского мировосприятия - научная и теологическая - существовали в художественно-философском сознании К.С.Петрова-Водкина. Это было свойственно сознанию многих деятелей кулыуры рубежа ХІХ-ХХ веков, но в сознании К.С.Петрова-Водкина оно не носило характера антиномии. Именно эта целостность мировосприятия художника привлекает "разорванное" сознание XXI века, именно связанность "всего со всем" может быть востребованной днём сегодняшним.

Об этом говорилось в докладах "К.С. Петров-Водкин и холистический взгляд на мир" профессора из Екатеринбурга Г.П. Сикорской, "Религиозно-философские взгляды К.С. Петрова-Водкина" старшего научного сотрудника художественного музея из Кургана С.И.Кулаковой, "Космизм и ритуализм в живописи К.С.Петрова-Водкина" кандидата философских наук из Саратова А.С. Ососкова, "Эстетическая доктрина К.С. Петрова-Водкина" профессора Европейского университета из Санкт-Петербурга Г.П. Губанова, о взаимодействии слова и цвета в творчестве К.С. Петрова-Водкина рассказала кандидат философских наук из Хвалынска Е.В. Грекова. Автор доклада представила свои занятия с детьми, где они сопоставляли прозаические и художественные произведения, рассматривали, как в прозе отражается цвет.

К.С. Петров-Водкин притягивал людей разных профессий, различных направлений культуры. Среди его друзей были писатели и поэты, учёные и философы, музыканты и театральные деятели, поэтому в конференции участвовали искусствоведы, литературоведы, писатели, художники, философы, экологи, психологи. Настало время собирания культуры как целого. Один из существеннейших симптомов её упадка заключается в том, что её никто не знает как нечто целое, каждый знает какой-то её фрагмент и его защищает, не считаясь ни с чем другим. Если культура разнесена по отдельным "сусекам", она не работает.

Конференция "К.С. Петров-Водкин и XXI век" в ряду других, проводимых в Хвалынске - родине художника, стала первой попыткой показать, как иррациональное может совмещаться с рациональным, как через спектор сознания личность, в данном случае К.С. Петрова-Водкина, взаимодействует с целостностью мира.

Как никогда ранее был бурным "круглый стол". Оппонировали критики - сторонники более узкого подхода к произведению искусства, внимательно вглядывающиеся в реальную структуру и функции самого произведения искусства, отделенного как от творца, так и от зрителя.

Великая сила и великая слабость этого подхода состоит в том, что он напряженно сосредотачивается только на одном контексте: непосредственном восприятии публичной стороны художественного творчества. Все другие контексты выносятся за скобки или вообще игнорируются. Будущее за интегральным подходом, в котором внешние и внутренние сферы сознания творца будут рассматриваться во взаимодействии. Именно тогда понимание произведения искусства является процессом самопонимания. Об этом говорил художник: "Если твое искусство не совершенствует тебя самого, то другого оно бессильно совершенствовать". Его слова: "Идущая культура на смену античной есть культура планетарно - органическая...", - явились эпиграфом конференции.

Сегодня, и об этом говорили многие выступающие, на смену научной парадигме приходит органическая, меняются не художественные стили, стили культур, где познание идёт не от частного к целому, а от целого к частному. Удивительно, но К.С. Петров-Водкин утверждал это ещё в 1920-е годы. К целому можно прикоснуться в Хвалынске - "мире-ковчеге", природа которого сама по себе являет некий целостный космос - замкнутый и сферически завершенный. В зтом могли убедиться участники конференции на экскурсии по национальному парку "Хвалынский" и на пароме, проплывая вдоль волжских берегов.

Опыт интерпретации К.С. Петрова-Водкина XXI веком продемонстрировал художник, профессор из Саратова А.Д. Трубецков, цитирующий образ "красного коня" в своих произведениях. В 15 его художественных работах Красный конь представлен как образ власти, социального давления на личность. В одной из работ художник сопоставляет картину "Водоём" В.Э. Борисова-Мусатова и "Красный конь" К.С. Петрова-Водкина, где водоём представлен как фон, а образы переднего плана разные - томные барышни, юноша и конь. Тем самым А.Д. Трубецков показал разлом эпох - В.Борисов-Мусатов - XIX век, К. Петров-Водкин - XX век.

Художник В.А. Мошников пытался определить место К.С. Петрова-Водкина среди новых течений в искусстве.

Апплодисментами было встречено поэтическое сообщение художника В.Н. Морковина "Движение формы в пространстве" и доклад "Хвалынск как культурпое гнездо" кандидата педагогических наук из Екатеринбурга В.П. Климова, посвященных удивительному феномену с названием Хвалынск, его сфероидным пространствам, его культурным традициям.

Много нового почерпнули слушатели из доклада московского писателя К.В. Шилова об отношениях К.С. Петрова-Водкина и А.А. Ахматовой, о месте написания знаменитого портрета поэтессы, о выставочной "судьбе" портрета.

Литературовед из Санкт-Петербурга Е.Н. Монахова рассказала о работе К.С. Петрова-Водкина над портретами А.С. Пушкина.

Кандидат философских наук из Балаково Л.Р. Миролюбова -познакомила с вещной средой натюрмортов художника.

Заведующий отделом русского искусства Саратовского музея им. А.Н. Радищева Е.И. Водонос процитировал фрагменты своей будущей книги о саратовских художниках круга К.С. Петрова-Водкииа, связанные с высказываниями М.Шагинян и О.Форш о художнике.

О рисунках К.С. Петрова-Водкипа, хранящихся в собрании музея им. А.Н. Радищева сообщила заведующая сектором графики М.И. Боровская: это этюды и наброски к картине "Играющие мальчики", "Натюрморт", работы "Самаркандской" тематики, портреты дочери художника Елены Кузьминичны Дунаевой. После выступления М. Боровской, Елена Кузьминична прокомментировала некоторые рисунки, дополнила их историю воспоминаниями из детства.

С января 2003 года художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина стал филиалом художествешюго музея им. А.Н. Радищева, поэтому в работе конференции приняли участие заведующие других филиалов музея в г. Саратове: музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова и дома-музея П.В. Кузнецова.

И.В. Сорокин и Э.Н. Белонович поделились перспективами развития музеев, новыми формами работы, рассказали об участии Радищевского музея в фестивале "Интермузей" c 2001 по 2003 годы.

Конференция, на сей раз прошедшая не по накатанным рельсам, явно состоялась. Об этом свидетельствует и тот факт, что гости конференции после её окончания не торопились уезжать. Еще неделю в галерее собирались участники, много говорили, устраивали встречи с дочерью К.С. Петрова-Водкина Е.К. Дунаевой, которая приезжала на конференцию с правнуками художника, просматривали видеокассеты прошлых конференций, путешествовали по хвалынским горам, участвовали в просмотрах работ художников, работающих на плэнере в Хвалынске ежегодно.

Уезжая, они говорили, что учатся жить с К.С. Петровым-Водкиным. Научиться жить с ним - значит осознать, как осознал он, что человек - Великий космос, что "человек - добрая форма, ещё не довершила развития..."

Директор художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина В.И. Бородина

www.museum.ru/N14227
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:www.radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 25.07.2017  x    ?  


«Краски Коринфа». Дмитрий Пахомов. Живопись. Фотография

«Все быть должно некстати». Олеся Гонсеровская. Графика. Роспись по ткани

Выставка "Флора и фауна" в Русском музее фотографии

К 140-летию премьеры "Лебединого озера". Судьба балета на главных сценах Москвы и Петербурга

Выставка «Сила жизни. К 95-летию Бориса Михайловича Неменского» в Палатах г. Владимира

Хранитель Лебéдии

Выставка «Стекло Владимира Корнеева. К 90-летию художника» в Музее хрусталя им. Мальцовых

День рождения Н.Г.Чернышевского, музей-усадьба Н.Г.Чернышевского, г.Саратов

Выставка "Что делать?" – театральный роман" в музее Н.Г.Чернышевского, г. Саратов

Яхта «Штандарт» и семья последнего российского императора

Сергей Дождь. Сайарсизм

Художественное поведение как радикальная стратегия. Памяти Д.А. Пригова

Черное и белое. Выставка Олега Яхнина

Путники. Выставка Петра Конникова

Янтарный подарок ювелиров

Абрамцевский пленэр 2017

Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация

Выставка «Жениться, что заново родиться». Свадебная обрядность Карелии

"Каталог с выражением дружбы" (Китайский след в Ивановской истории)

Поэтический вечер «Флор Известный читает свои избранные стихи»

Выставка "Режиссёр Алексей Левинский. Мои рисунки" в Театральной галерее на Малой Ордынке

Что видится "Бедной уборщице" Дмитрия Пригова? Дар Московскому музею современного искусства

Выставка «Коломна сквозь года»

«Три фестиваля». Выставочный проект, посвященный Всемирному фестивалю молодежи и студентов

Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика

Владимир Богданов. Ретроспектива. В рамках программы "Классики российской фотографии"

"Аллегорическая абстракция" Артели "Царь Горы"

Выставка корейской бумажной пластики "Когда бумага оживает"

Москва.. Иллюминации. 1896-2003

Военно-исторический фестиваль «Ярославский мятеж» в Ярославском музее-заповеднике


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru