СРЕДНЕВЕКОВАЯ ГАЛЕРА

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ГАЛЕРА
Галера — военное весельное судно, прямой потомок дромона. Она появилась где-то около 1000-го года в торговых флотах итальянских городов-республик. Название галера происходит от названия рыбы галеос, которая имела форму шпаги (а у галеры был длинный бушприт, с острием, обшитым блестящей латунью...). В XII веке на галере было два яруса весел - это тоже традиция дромона. По каждому борту располагалось 21 весло. Но двухъярусные галеры в XIII веке сошли со сцены. Начиная с XII века гребцов рассаживали уже не по ярусам, а по рядам. Весло проходило в отверстие специальной боковой балки без уключин. Весла стали располагать не на равных расстояниях друг от друга, а группами, сначала по два весла в группе, потом — по три. На каждой скамейке размещалось по два или три гребца, посредине судна был помост для надзирателей. Галера, в которой группы составлялись из трех гребцов, называлась триерой и имела по каждому борту 40-44 весла. У ранних галер на корме оставались закругленные металлические острия, а в XIII веке вместо них стали ставить офицерскую каюту. Первые галеры были одномачтовые, но в XIII веке добавилась еще одна мачта, причем обе они несли огромный латинский парус. Реи этих парусов имели длину почти такую же, как вся галера. Но паруса считались вспомогательным средством передвижения, а главным были весла. Во время сражения паруса свертывали, а рею крепили к палубе цепью. До появления артиллерии главным оружием галеры был заостренный бушприт. Он мощным ударом вспарывал борта вражеских кораблей и ломал их весла. Отношение длины галеры к ее ширине составляло 6:1, так что если длина была 40 метров, то ширина — 6,5 метра, а осадка превышала 2 метра. Руль на ахтерштевене появился только на галерах XV века.

Назад В начало Вперед