Норманнский шнеккер
Норманнский шнеккер
Термин «шнека» в России впервые встречается в новгородской летописи 1284 года. Слово «шнека» (производное от норманнского «шнеккер» - «змея») обозначало название иноземного морского судна. Длина таких судов составляла 20 - 24 м, ширина - 4,2 - 5,1 м, высота борта - 1,2 - 1,7 м, осадка - 0,5 - 1 м. Среднее водоизмещение - от 10 до 20 т. Экипаж - 40 - 70 человек. Шпангоуты имели сильный развал наружу - до 25 - 30o. Для большей остойчивости на днище укладывался балласт из камней весом до 1 т. Дубовые доски обшивы крепились внакрой, что являлось характерной особенностью морских судов северных народов.
Историк Струтт в своем сочинении «О норманнских древностях» упоминает, что многие скандинавские суда несли на носу и корме богато орнаментированные башни с зубцами по типу крепостных. Это были, по существу, поднятые платформы (кастли) с ограждениями для арбалетчиков и пращников (носовая башня - форкастль, кормовая - ахтеркастль). С правого борта крепилось рулевое весло традиционной скандинавской формы.

Назад В начало Вперед