![]() |
Голландцы строили свои суда по тщательно выверенным расчетам и чертежам. В ту эпоху они безусловно держали первенство в конструировании и постройке кораблей. Маленькая страна Голландия имела самый многочисленный торговый флот в мире. Начиная с XVII в. она царила на морях и океанах до той поры, пока англичане и французы не стали спускать на воду более мощные суда, в особенности военные. Ввиду мелководности своих портов, голландцы оказались не в состоянии строить такие большие военные суда, как англичане и французы, которые позволяли себе спускать на воду корабли водоизмещением 2000 тонн. Таким образом, с начала XVIII века борьба за владычество на морях шла уже только между Англией и Францией. Это соперничество было решительным образом закончено в 1805 году, когда англичане при Трафальгаре полностью уничтожили объединенный франко-испанский флот и стали безраздельными властелинами морей и океанов. Тоннаж судов XVIII века отражает непрерывность конструктивного развития, обусловленного упрощением устройства обтекателя. А вот техническое оборудование кораблей столь же непрерывно усложнялось. Например, на судах с тоннажем, в несколько раз превосходящим тоннаж прежних, уже не годилась старая конструкция руля. Теперь рулем нельзя было управлять вручную, с помощью бруса, но только через специальное передаточное устройство (трансмиссию). Новой стала тактика морского боя, а это также потребовало изменений конструкции боевых кораблей, прежде всего в плане оснастки, а далее — в плане числа пушек на линейных кораблях, фрегатах и корветах. В те времена считалось, что главное достоинство военного корабля заключено не в его скорости, а в интенсивности пушечного огня, поэтому военные суда строились более широкими, чем торговые. Существовало два основных типа военных кораблей: индиецы и фрегаты. Их тоннаж превосходил тысячу тонн, мачты оснащались лучше, чем у торговых судов, да и самих мачт было не менее трех, а пушечное вооружение являлось абсолютно обязательным. С 1768 по 1771 гг. Джеймс Кук совершил свое первое плавание на корвете «Индевэр», обойдя восточное побережье Новой Голландии (так называли в те годы Австралию — с легкой руки голландских капитанов Янца и Хартога, которые открыли Австралию в начале XVII в.). Во время своей второй экспедиции (1772—1775 гг.) Кук на судах «Резольюшн» и «Эдвенчер» предпринял поиски более южного континента. Кук достиг Южного полярного круга, но до Антарктиды не дошел. Это сделали русские мореплаватели Беллингсгаузен и Лазарев, которые в 1821 году на шлюпах «Мирный» и «Восток» добрались до берегов Антарктиды. Тайну Северного Ледовитого океана открыл Фритьёф Нансен на паруснике «Фрам» во время экспедиции 1893—1896 гг., которая доказала, что Арктика не является континентом. В 1910—1911 гг. Руальд Амундсен на борту «Фрама» подошел к Антарктиде и достиг Южного полюса планеты. Сегодня «Фрам» можно увидеть в морском музее Осло, в специальном зале. XVIII и XIX века были самыми напряженными в истории парусного флота. ![]() Итак, лишь в начале XX столетия исчезли последние торговые парусные суда. Военные парусники ушли со сцены несколько раньше. Но нынешний энергетический кризис вновь воззвал к жизни те романтические корабли. Первое современное парусное судно связало Нью-Йорк и остров Тринидад еще в 1979 году. Сейчас рассматриваются и другие возможности возвращения парусной идеи в мореплавание. Не исключено, что история парусного флота возрождается! ![]() |
![]() |
![]() |
![]() |