Экскурс в историю парусного флота

Новый тип торгового судна явил голландский флейт. Это судно имело очень широкий корпус и малую осадку по сравнению с галионом — при том же тоннаже. Повышенная ширина и уменьшенная осадка объяснялись мелководьем голландских портов.

Голландцы строили свои суда по тщательно выверенным расчетам и чертежам. В ту эпоху они безусловно держали первенство в конструировании и постройке кораблей. Маленькая страна Голландия имела самый многочисленный торговый флот в мире. Начиная с XVII в. она царила на морях и океанах до той поры, пока англичане и французы не стали спускать на воду более мощные суда, в особенности военные. Ввиду мелководности своих портов, голландцы оказались не в состоянии строить такие большие военные суда, как англичане и французы, которые позволяли себе спускать на воду корабли водоизмещением 2000 тонн. Таким образом, с начала XVIII века борьба за владычество на морях шла уже только между Англией и Францией. Это соперничество было решительным образом закончено в 1805 году, когда англичане при Трафальгаре полностью уничтожили объединенный франко-испанский флот и стали безраздельными властелинами морей и океанов.

Тоннаж судов XVIII века отражает непрерывность конструктивного развития, обусловленного упрощением устройства обтекателя. А вот техническое оборудование кораблей столь же непрерывно усложнялось. Например, на судах с тоннажем, в несколько раз превосходящим тоннаж прежних, уже не годилась старая конструкция руля. Теперь рулем нельзя было управлять вручную, с помощью бруса, но только через специальное передаточное устройство (трансмиссию). Новой стала тактика морского боя, а это также потребовало изменений конструкции боевых кораблей, прежде всего в плане оснастки, а далее — в плане числа пушек на линейных кораблях, фрегатах и корветах. В те времена считалось, что главное достоинство военного корабля заключено не в его скорости, а в интенсивности пушечного огня, поэтому военные суда строились более широкими, чем торговые. Существовало два основных типа военных кораблей: индиецы и фрегаты. Их тоннаж превосходил тысячу тонн, мачты оснащались лучше, чем у торговых судов, да и самих мачт было не менее трех, а пушечное вооружение являлось абсолютно обязательным.

С 1768 по 1771 гг. Джеймс Кук совершил свое первое плавание на корвете «Индевэр», обойдя восточное побережье Новой Голландии (так называли в те годы Австралию — с легкой руки голландских капитанов Янца и Хартога, которые открыли Австралию в начале XVII в.). Во время своей второй экспедиции (1772—1775 гг.) Кук на судах «Резольюшн» и «Эдвенчер» предпринял поиски более южного континента. Кук достиг Южного полярного круга, но до Антарктиды не дошел. Это сделали русские мореплаватели Беллингсгаузен и Лазарев, которые в 1821 году на шлюпах «Мирный» и «Восток» добрались до берегов Антарктиды. Тайну Северного Ледовитого океана открыл Фритьёф Нансен на паруснике «Фрам» во время экспедиции 1893—1896 гг., которая доказала, что Арктика не является континентом. В 1910—1911 гг. Руальд Амундсен на борту «Фрама» подошел к Антарктиде и достиг Южного полюса планеты. Сегодня «Фрам» можно увидеть в морском музее Осло, в специальном зале.

XVIII и XIX века были самыми напряженными в истории парусного флота.

Клиппер В XVIII в. появились бриги, кечи, котры и другие, а в XIX в. к ним добавились шхуны, барки, клипперы, бригантины и множество судов смешанного типа. Большая заслуга в спуске на воду новых типов кораблей принадлежит США — именно с верфей США сходили новые варианты судов, составлявшие конкуренцию на море. Американские клипперы, а потом и клипперы британской постройки оказались самыми элегантными и самыми быстроходными кораблями за всю историю парусного флота. Пушки крупного калибра уже не загромождали палуб, но были столь эффективны, что со второй половины XIX века пираты прекратили свою деятельность на морях. Это был золотой век парусников, хотя их существованию уже явно угрожали дымы пароходов. Пароходы показали себя более быстроходными и экономичными, чем самые современные парусники.

Итак, лишь в начале XX столетия исчезли последние торговые парусные суда. Военные парусники ушли со сцены несколько раньше. Но нынешний энергетический кризис вновь воззвал к жизни те романтические корабли. Первое современное парусное судно связало Нью-Йорк и остров Тринидад еще в 1979 году. Сейчас рассматриваются и другие возможности возвращения парусной идеи в мореплавание. Не исключено, что история парусного флота возрождается!

Назад В начало Назад