Экскурс в историю парусного флота

Греческий корабль Самое богатое открытиями морское плавание совершил около 330 г. до н. э. греческий навигатор Пифей (по иным данным, это было в 310 г.). Отплыв из Массилии (теперешний Марсель), он повел свою экспедицию по рекам нынешней Франции, поскольку Гибралтарский пролив был блокирован карфагенянами, не пропускавшими иностранные корабли, особенно греческие. Он плыл на судне, которое французский археолог Лальман назвал «Артемида со стрелой». Из французских внутренних вод он вышел в Атлантику, прошел мимо Англии и вошел в устье Эльбы, пошел к городу Туле (мы до сих пор не знаем, где он находился). Его плавание было столь дерзким, что греки сочли отчет о его путешествиях плодом фантазии, обвинив его во лжи.

После смерти Александра наступившие среди его наследников раздоры ослабили греков до такой степени, что римляне без труда вытеснили их. Но окончательное владение Средиземным морем римлянам пришлось завоевывать в войнах с Карфагеном.

Карфаген — финикийская колония, была заложена в 814 г. до н. э., стала независимой и уже сама основала свои колонии в Западном Средиземноморье. Карфагеняне всегда заявляли, что они были первооткрывателями Канарских островов, острова Мадейра. Можно допустить, что северовосточные ветры помогали им достигать и Америки. На рубеже VI и V вв. дон. э., около 500-го года, карфагеняне организовали большую торговую и колонизаторскую экспедицию к берегам Западной Африки. Под командованием навигатора Ханнона пошли шестьдесят больших судов, каждое из которых имело по 50 весел. Тридцать тысяч мужчин и женщин были доставлены на берег Камеруна.

Корабль Клеопатры Римляне начали морскую войну с Карфагеном за владение Сицилией, производившей очень много зерна. Не имея еще никакого флота, римляне свои первые десанты отправляли на плотах. Посередине плота монтировали кабестан, приводящийся в движение тремя быками. От кабестана приводились во вращение колеса с лопастями. Рулей эти плоты не имели и двигались буквально по воле волн. Но счастливый случай оказался на римской стороне. В 261 г. до н. э. карфагенская пентера потерпела крушение у берегов Северо-Восточной Сицилии, и римляне скопировали ее конструкцию, причем за несколько месяцев они построили сто шестьдесят судов. Римское судно Трудно управляемые, эти пентеры в первом же морском сражении стали жертвами мощных ударов карфагенских острых таранов. В 260 г. до н.э. во втором сражении у Милаццо, на северо-западе Мессинского пролива, римляне победили карфагенский флот, применив новую тактику: абордаж с помощью падающих мостиков на палубе. Карфагеняне, совершенно не привыкшие к этой новой тактике, потерпели поражение. И в дальнейших морских сражениях эта римская тактика неизменно приносила победы. После окончательного разгрома Карфагена в 146 г. до н.э. римляне стали неоспоримыми хозяевами Средиземноморья. Но вот в этом море, которое римляне называли «Наше море» (Mare Nostrum), снова появляются претенденты на господство — пираты.

Карта морских исследований Рима Уже в 1 в. до н.э. пираты владели в Средиземном море почти 1500 кораблями. Такого флота не имела в то время ни одна страна. Напрасно Рим предпринимал многочисленные экспедиции против пиратов. Все было тщетно, пока в 67 г. до н.э. не явился Помпей — он применил не только большие триремы, но и очень маневренные либурны. Вслед за победой Помпея над пиратами римляне царили в Средиземном море до падения Западной Римской империи, то есть до 476 г. н. э. Эпоха, начавшаяся в 476 г. н. э. и закончившаяся открытием Америки в 1492 г., именуется средневековьем.

Назад В начало Вперед