В Европе древнейшие ископаемые суда — выдолбленные сосновые стволы в Шотландии. Их возраст оценивают в 8000 пет. Идентичные лодки раскопаны в Голландии — им по меньшей мере 2000 лет. На берегах Вислы, южнее Варшавы, был найден выдол- бленный дубовый ствол, возраст которого восходит к третьему тысячелетию до н. э. Уже в 3300 году до н. э. пошли парусники по Нилу. Сначала их делали из стеблей папируса, а пять веков спустя появились деревянные лодки с веслами и парусом. Они уже выходили из Нила в море. Во втором тысячелетии до н. э. Египет был одной из крупнейших морских держав тогдашнего мира. Египетские корабли бороздили не только средиземное море, они выходили в Индийский океан по специально прорытому каналу к Красному морю (канал прорывали с 2000-го по 1700-й год до н. э.). Но по причине медленного прогресса кораблестроения и нехватки навыков морской навигации египтяне — народ главным образом сельскохозяйственный — вынуждены были уступить первенство народам, более искусным в кораблестроении. За египтянами на первый план вышли финикийцы, ставшие на несколько веков главными мореплавателями в Средиземном море и державшие монополию торговли между Западом и Востоком. Ряд факторов привел финикийцев, бывших кочевников, в конце четвертого тысячелетия до н. э. на землю нынешнего Ливана, где они превратились в самый корабельный народ на Средиземноморье. Одним из этих факторов было использование кедра для кораблестроения, вторым — приход в упадок Крита и Микен. Критяне научили финикийцев строить корабли. С 2100 по 1450 гг. до н. э. морская мощь Крита простиралась до Геркулесовых Столпов (нынешний Гибралтар), но там уже господствовал флот Тартессоса, и критская торговля стала клониться к упадку. |
||