Купеческий портрет
<...предыдущий зал следующий зал...>

Купеческий портрет, другая стена




   Если рассматривать историю развития портретного жанра от парсуны до эпохи романтизма как постепенное восхождение к познанию человеческой личности, как историю отделения "я" от "мы", то можно выстроить последовательную цепочку, ведущую от парсуны через весь XVIII век к романтическому портрету: житие - жизнеописание - биография - судьба (идея Г.В.Вдовина). Провинциальный дворянский портрет легко находит в ней свое место где-то на стыке жизнеописания и биографии, купеческий же портрет парадоксальным образом сочетает в себе качества жития и литературных произведений-предписаний типа "Домостроя" или "Юности честного зерцала".
   Параллельно формированию купеческого портрета в российской словесности слагался жанр своеобразного "купеческого жития": "...Иван Михайлович со всем жаром посвятил себя житию благочестивому, стал проводить жизнь свою в молитве, посте, трудах, бдении, воздержании, мало говорил, избегал праздности, упражнялся в чтении священного Писания и отеческих книг, ежедневно посещал общественные молитвы. <...> Он не терпел роскоши, ... держался во всем умеренности и простоты и обычаев старины относительно платья, мебели, экипажа и проч. <...> Особенно он был враг мирских развлечений и не дозволял ни под каким видом домашним своим быть ни на катании зимою, ни на гулянии в общественном городском саду, а тем более в театре" (П.Полидоров, "Иван Михайлович Немытов"). Цитируемый текст можно рассматривать как своего рода идеальную программу купеческого портрета, а точнее - как его словесно-письменный эквивалент.
   С этой точки зрения купеческий портрет стоит значительно ближе к парсуне, чем его предшественник - провинциальный дворянский портрет XVIII столетия. Статика поз, подчеркнутая суровость лиц, внутренняя неподвижность и замкнутость создают в нем специфическое ощущение времени. Здесь нет ни застывшего прошлого, ни предугаданного будущего, а лишь одно вечно длящееся настоящее.
   Купеческий портрет сложился в особое художественное явление в конце XVIII века и прекратил свое существование в 1860-е годы. Основная причина его гибели - в размывании и быстром исчезновении в пореформенной России слоя потребителей этого специфического художества. На смену Кусовым и Рахмановым пришли Третьяковы, Морозовы и Мамонтовы - люди, которые нуждались в совсем ином искусстве...